Том 21, № 4 (2017)

Статьи

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ (философские чтения памяти профессора П.К. Гречко): краткий обзор

Курмелева Е.М., Рудановская С.В.

Аннотация

Философские чтения памяти профессора П.К. Гречко
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):429-433
pages 429-433 views

РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАСТОЯЩЕМ: ИНТЕРВЬЮ С ПРОФЕССОРОМ П.К. ГРЕЧКО

Курмелева Е.М., Рудановская С.В.

Аннотация

С профессором Петром Кондратьевичем Гречко беседовали Е.М. Курмелева и С.В. Руда-новская. Интервью состоялось в 2012 году в рамках мероприятий кафедры социальной фило-софии по поводу 65-летия П.К. Гречко. Публикуется впервые.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):434-447
pages 434-447 views

ЧТО НОВОГО В НОВОМ НАЦИОНАЛИЗМЕ?

Фарина Д.

Аннотация

В статье поднимается вопрос: не является ли так называемый Новый национализм или Новый популизм, породивший Брекзит и избрание Трампа, реакцией на эксцессы нового мирового порядка, сформировавшегося после Второй мировой войны, и есть ли какие-то позитивные аспекты в этом движении или оно является чисто реваншистским? Для многих, кто ценит мультикультурализм и толерантность, Трамп выглядит опасным, в нем легко увидеть протофашиста, подвергающего сомнению необходимость реконструкции национализма. В статье предлагается другой взгляд на это явление, согласно которому оно является продуктом сил, которые будут определять политику не только в США, как минимум, в следующем десятилетии. С этой точки зрения трампизм, охватывающий разные течения по всему миру, является всего лишь естественной реакцией среднего класса на кризис неолиберализма и глобализации, реакцией справа. Это атака на бюрократию Нового порядка и политкорректность, а также на господство традиционных средств массовой информации. Это движение в защиту локальности, солидарности и традиционных ценностей, популистское, реформистское, коммунитарное и националистическое, но не расистское или сексистское, как его представляют критики слева.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):448-455
pages 448-455 views

LA PHILOSOPHIE AUJOURD’HUI. LA QUESTION DE LA TECHNIQUE

Нанси Ж.

Аннотация

Статья публикуется с разрешения профессора Жана-Люка Нанси на основе лекции, прочитанной им 22 сентября 2016 г. в Российском университете дружбы народов. Текст подготовила С.А. Костина, выпускница кафедры социальной философии РУДН, философ и переводчик.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):456-465
pages 456-465 views

МЕЧТАЮТ ЛИ ЗАПАДНЫЕ МАРКСИСТЫ О РЕВОЛЮЦИИ СЕГОДНЯ?

Павлов А.В.

Аннотация

Существует точка зрения, согласно которой после крушения СССР и исчезновения коммунистических режимов (и даже немного раньше) «западный марксизм» перестал быть политическим проектом и сосредоточился на исследованиях культуры. В настоящей статье доказывается, что это не соответствует действительности. Несмотря на то, что многие современные «западные марксисты» в самом деле уделяют пристальное внимание культуре, они все еще продолжают оказывать серьезное влияние если не на современный политический процесс, то, по крайней мере, на интеллектуальный климат. И если в 1990-е гг. некоторые авторы изменили риторику относительно СССР, то сегодня многие левые философы, сохраняющие верность идеям Маркса, продолжают говорить о необходимости революции, обеспечивать политическую критику современной культуры капитализма и даже реабилитировать Ленина как политическую фигуру. Однако кое-что в риторике «западных марксистов» изменилось: в виду утраты веры в линеарность Истории теперь они говорят о революции не в контексте прогресса, но как об утопии, не прогнозируя ближайшие революционные изменения, но мечтая о них.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):466-478
pages 466-478 views

Я И ДРУГОЙ В ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫХ ДИСКУРСАХ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА

Чистякова О.В.

Аннотация

В статье проводится философское рассмотрение дихотомии Я - Другой в сравнительной рефлексии христианства и ислама. Под феноменом Другого понимается Бог как объект и, в то же время, субъект взаимоотношений «Человек - Абсолют». Автор выявляет философско-антропологические идеи двух мировых религий в контексте исторического становления их теологических доктрин. В статье рассматривается общее и специфическое в антропологии и гносеологии ислама и христианства. Особое внимание уделяется религиозным идеям, обуславливающим взаимосвязь человека и Бога в стремлении индивида достичь единства с Абсолютом. Моральные категории сострадательности, милосердия, прощения, взаимопонимания представлены как связующие ступени между субъектом и Богом, Я и Другим. Акцент делается на философских идеях, отражающих тонкую грань отношений божественного и человеческого миров, когда Другой становится внутренне своим, личностным, духовно озаряющим индивидуальное Я.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):479-487
pages 479-487 views

П.Я. ЧААДАЕВ: ОТ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗА К РЕАЛЬНОМУ ЛИЦУ

Нижников С.А.

Аннотация

В статье критически рассматривается бытующее представление о П.Я. Чаадаеве как представителе либерально-западнической идеологии. На основе исследования первоисточников показана эволюция взглядов мыслителя и их противоречивость. В результате Чаадаев предстает во многом как христианский мыслитель, строящий соответствующую историософию, пытающийся совместить веру и знание. От превозношения католической социальности он постепенно перешел к признанию ценности восточнохристианской духовности, увидел достоинства российской цивилизации и недостатки западной, в чем сблизился со взглядами Ф.М. Достоевского. Раскрывается полемика Чаадаева со славянофилами, которая способствовала эволюции его взглядов. Показывается противоречивость понимания Чаадаевым христианства, неортодоксальность его взглядов и особое понимание им эсхатологии, философии истории и др.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):488-494
pages 488-494 views

ЭРОС В ЭКОНОМИКЕ ВЛАСТИ: ТЕОРИИ ДИСКУРСИВНО%ДИСЦИПЛИНАРНОГО КОНТРОЛЯ (М. Фуко и Дж. Батлер)

Тагиров Ф.В.

Аннотация

Несмотря на сохранение традиционных властных институтов, механизмы включения эроса в отношения власти в современном обществе претерпевают серьезные изменения по сравнению с их классическими формами. Специфика этих изменений обусловлена целым рядом причин историко-политического и социокультурного характера. К ним в первую очередь можно отнести разнообразные процессы, коренящиеся еще в буржуазных революциях, секуляризацию и демократизацию общества, кризис основных метанарративов в XX в. и, наконец, сексуальную революцию. Одной из наиболее состоятельных попыток теоретического осмысления взаимоотношения власти и эротизма в сегодняшнем социуме является, по мнению автора, модель дискурсивно-дисциплинар-ного контроля, которую предложил М. Фуко, а впоследствии развивал целый ряд мыслителей, в том числе Дж. Батлер. Данное исследование опирается на социально-критическую, компаративную и историко-философскую методологию. Проделанный анализ теорий диффузно-дискурсивного контроля, прежде всего, сосредоточен на следующих вопросах: как власть участвует в формировании субъекта желания или, другими словами, производит его, что из себя представляет дисциплинарное общество, где следует искать истоки дисциплинарно-нормализующего контроля, каковы наиболее спорные положения подобного подхода к субъекту, власти и сексуальности, и, наконец, какую альтернативу существующему порядку предлагают данные теории.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):495-504
pages 495-504 views

СОЦИАЛЬНОЕ КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Шатунова Т.М., Терещенко Н.А.

Аннотация

В статье показан эвристический потенциал концепта социального как системообразующего понятия современной социальной философии. Авторы полагают, что в неклассической социальной философии концепт социального выражает специфический способ бытия человека в мире. Вместе с тем социальное традиционно мыслится как помеха, препятствие всем проявлениям человеческого в человеке. Авторы сознают, что человеческое начало социальности постоянно подвергается рискам в реальности и сомнениям в теоретических оценках, вплоть до провозглашения античеловеческой природы социального. Цель статьи - показать, что социальное, несмотря на существование своих отчужденных форм, по определению, как продукт и предмет человеческой деятельности обладает потенциалом человечности. Человеческий потенциал социального проявляется в его метафизической составляющей, соответствующей метафизичной природе человека и развивающей ее в направлении от минимума сверхчувственной рациональности к максимуму Абсолюта. Перспективы социально-философского исследования феномена социального представлены методологически в контексте метафизики негативности. Авторы демонстрируют возможные варианты развития человеческих смыслов социального в условиях его кризиса, одним из путей развития и преодоления которого является эстетизация социальных форм жизни современного человека.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):505-513
pages 505-513 views

К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЯХ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ (на материале отечественной латиноамериканистики). Часть 1

Бондарь О.Ю.

Аннотация

В статье рассматривается ключевая для отечественной латиноамериканистики проблема культурного синтеза. Ставится вопрос определения смыслового поля термина «культурный синтез», о возможности или невозможности (культуро)порождающего (типа) взаимодействия и его границах в случае (исторически) разнородных культурных традиций, встретившихся на землях Нового Света. Раскрываются различные уровни решения проблемы, предложенные отечественной латиноаме-риканистикой. Проводится критика «дотеоретической» установки, генетически связанной с попытками континентальной культурфилософской рефлексии осмыслить феномен метисной культуры. Рассматриваются интерпретативные модели, возникшие в отечественном культурологическом литературоведении и социокультурном системном анализе, в которых происходит отказ от одномерных историко-социальных объяснительных схем, предлагается переосмысление и переоценка общетео-ретических и общеисторических подходов, что позволяет выявить и представить процесс культурогенеза в Латинской Америке в его изначальной неравновесности, нелинейности и анормативности. Выявляются теоретические и методологические ресурсы цивилизационного дискурса, обсуждается возможность его применения к анализу данной проблемы. Выявляются типологические черты классических объектов, сложившихся «монолитов», и становящихся неклассических образований, пограничных. В рамках концепции пограничных цивилизаций представляются векторы поисков решения вопроса, заданные онтологическим (статическим) и историческим (динамическим) подходами.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):514-523
pages 514-523 views

К ОСМЫСЛЕНИЮ ТРАНСЛЯЦИИ ДОКТРИНЫ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Парибок А.В., Псху Р.В.

Аннотация

В статье анализируются специфические черты модуса трансляции философского знания в древней и средневековой философии Индии. Трансляция определяется как наиболее интегральный тип передачи культуры от человека к человеку, то есть внедрения в реципиента, или интериоризации им, комплекса содержаний, ценностей и связанных с ними эвристик и алгоритмов деятельности и мышления. Авторы исходят из того, что философия с содержательной стороны и по месту в западной, античной и классической индийской культурах столь сложна и обширна, что нуждается в трансляции, а не простой передаче содержания и навыков. Другими словами, философия именно транслируется, а не, к примеру, сообщается учителем, чтобы быть принятой к сведению и запомненной учеником. В статье рассматривается вопрос, когда и какими приемами стала осуществляться эта трансляция в индийской философии. На примере ключевых фрагментов «Чхандогья-упанишады» показано принципиальное отличие способа трансляции индийской философии, зафиксированное в расслоении текстов на теоретические и методические, что позволяет сообщать лишь надындивидуальный проверенный инвариант содержания, избавленный от всякого конкретного и преходящего компонента философского знания.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):524-533
pages 524-533 views

ОБРАЗ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ТРУДАХ БОНКИМЧОНДРО ЧОТТОПАДДХАЯ

Скороходова Т.Г.

Аннотация

В статье предпринята попытка реконструировать образ индийской философии, созданный в трудах индийского писателя, социолога и общественного деятеля Бонкимчондро Чотопаддхая (1838-1894). Целью исследования стало выявление процесса превращения индийской философии в объект познания. Работа выполнена с использованием феноменологического подхода и герменевтического анализа текстов по истории общественной мысли Бенгальского Возрождения XIX - начала XX вв. В результате образ индийской философии, созданный Бонкимчондро Чоттопаддхаем, реконструирован как просветительское представление об истории и содержании индийской мысли в контексте мировой философии. В нем показаны отличия в плане целеполагания и содержания индийской философии - она ставит целью получение знания ради достижения высших духовных целей и культивирует пассивное отношение человека к миру, обществу и собственной жизни. Бонкимчондро Чоттопаддхай обосновал общий подход к индийской философии как особой традиции, воплощающей универсальный поиск истины, но ориентированной на обретение знания ради высшей цели освобождения от страдания, а не на производство полезного для общества знания.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):534-545
pages 534-545 views

СУДЬБА ГАНДИСТСКОГО НАСЛЕДИЯ: ВЗЛЕТЫ И ЗАБВЕНИЕ

Степанянц М.Т.

Аннотация

Судьба наследия великих людей никогда не бывает однозначной. Ганди нарекли «великой душой», «отцом нации», «победоносным воителем», «апостолом ненасилия». Но есть и те, кто называют его факиром, великим обманщиком, провокатором, безумным идеалистом. Махатма - одно-временно утопист и визионер. Ему первому в истории удалось превратить ахимсу - традиционный концепт индийской культуры - в универсальный принцип нравственности: в личной жизни, в политике, в экономике, в отношении к природе, в расовых, межрелигиозных и кастовых отношениях, в вопросах войны и мира.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):546-556
pages 546-556 views

SCIENCE-ART: ЕДИНСТВО НАУКИ И ИСКУССТВА

Вольнов И.Н.

Аннотация

В статье рассмотрены цивилизационные вызовы настоящего и ближайшего будущего, приводящие к смене жизненного уклада и господствующего формата мышления. Проблема единства наук и искусств (Science-Art) поставлена в контекст этих вызовов и позиционирована как способ ответа на них. Единство Science-Art предлагается строить на объединении научного принципа экономии мышления и принципа избыточности мышления, характерного для гуманитарного и художественного мышления. Приведена классификация способов мышления С. Переслегина и основные характеристики естественнонаучного, гуманитарного и инженерного способов. Определена невозможность единства Science-Art внутри научного монолектического мышления. Показано, что условием единства наук и искусств является выход на диа- и триалектические уровни мышления, а носителями единства Science-Art сейчас являются инженеры.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):557-564
pages 557-564 views

ФИЛОСОФИЯ СОЦИОЛОГИИ: ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Орехов А.М., Скачко Е.Л.

Аннотация

В статье анализируется предметный статус дисциплины «философия социологии». Философия социологии - это междисциплинарное направление, исследующее основные предпосылки формирования социологического знания, пути его обоснования, а также когнитивную ценность социо-логических фактов, теорий и концепций. Ее предмет можно условно разделить на «философские основания социологии» и «философские проблемы социологии». Для социальной философии опасен «социологизм» - концепция подмены социальной философии социологией как наукой якобы лучше эмпирически ориентированной и способной дать более точную и доказанную картину социальной реальности. «Социологизм» представляет собой позитивистскую атаку на социальную философию со стороны социологии. На деле же социология является ничуть не менее спекулятивной наукой, чем социальная философия, что хорошо иллюстрируется многочисленными расхождениями между ее теоретическими конструкциями и эмпирической данностью. Основные функции философии социологии в мире современного социально-гуманитарного знания - критическая, интегративная и аксиологическая.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):565-571
pages 565-571 views

ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ И ДВИЖЕНИЕ - ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ СДВИГИ

Панов В.И.

Аннотация

В работе показано влияние физических представлений о пространстве, времени и движении на психологические исследования восприятия. Приведены данные экспериментального изучения формирования понятий о времени и скорости, проведенного Ж. Пиаже по просьбе А. Эйнштейна. Обозначены онтологическая, физикально-абсолютная и физикально-относительная парадигмы представления о времени. На примере апорий Зенона показана методологическая ограниченность гносеологической парадигмы в психологии восприятия. Утверждается, что человеческое мышление не способно к непосредственному осмыслению времени, так как представление о длительности опосредуется в нашем мышлении представлениями о пространственности. Как альтернатива гносео-логической парадигме, излагаются принципы трансцендентальной парадигмы психологии восприятия А.И. Миракяна: формопорождения и структурно-процессуальной анизотропности. В качестве примера реализации этих принципов дается описание порождения пространственности и длительности на непосредственно-чувственном уровне восприятия. Делается вывод о том, что в методологическом плане психологию и физику объединяет общность методологических поисков, необходимых для понимания пространства, времени и движения. В перспективе должен произойти парадигмальный сдвиг: от гносеологической парадигмы в сторону онтологической парадигмы, а также от приоритета физических представлений в сторону психологических представлений о пространстве и времени.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):572-581
pages 572-581 views

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЕРТИ

Борисов Н.А.

Аннотация

На основе феноменологической методологии предпринимается попытка создать модель анализа социальных представлений о смерти. В качестве основных объектов рассматриваются событие смерти как пространственное измерение данных представлений и образ смерти как их распространение во времени. Учитывая недостатки существующих моделей изучения отношения к смерти, предусмотрен анализ социальных аспектов религиозных и атеистических представлений о смерти, а социальные представления разделены на элитарные, массовые и маргинальные. Феноменологическое моделирование включает четыре этапа, каждый из которых располагает своим методом. В результате предложена модель, позволяющая прояснить не просто отношение к смерти на определенном историческом отрезке, а социальное как таковое во времени и пространстве различных эпох, настоящей жизни и будущего взаимодействия.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):582-591
pages 582-591 views

ЗНАЧЕНИЕ ДИСТИНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ ДЛЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ: ФИЛОСОФИЯ РОДЖЕРА СКРУТОНА

Глазков Н.С.

Аннотация

Автор статьи обращает внимание на связь консерватизма и эстетики как философской дисциплины, объясняет природу и смысл этой связи. Утверждается, что эстетическое различение воображения и фантазии, акцентированное С.Т. Кольриджем, является инструментом критики и самокритики на службе у консервативной идеологии. С консервативной точки зрения, воображение считается творческой, тогда как фантазия - пассивной способностью, находящейся в зависимости от аффектов. По этой причине последняя потворствует утопическому мышлению, которое рассматривается как прожектерство. Поясняется, что указанное различение логично вписывается в рамки консервативной эпистемологии в ее версии, представленной у Д. Юма. Его применение рассматривается на материале работ британского консерватора Роджера Скрутона: «Польза пессимизма и опасность ложной надежды», «Современная культура» и последней редакции книги «Мыслители новых левых». Указывается, что в рамках консервативного дискурса различение имеет не только критический, но и творческий аспект.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):592-601
pages 592-601 views

ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ «РАЦИОНАЛЬНОГО» СТРАХА В ЭПОХУ МОДЕРНА

Зырянов А.Е.

Аннотация

Статья посвящена анализу феномена «рационального» страха, возникающего в эпоху модерна. В своем исследовании автор опирается на работы Томаса Гоббса как создателя концепции «рационального» страха. Предпринята попытка представления концепта «рационального» страха как основы политической философии английского мыслителя. Автор демонстрирует, как Томас Гоббс, переосмысливая традиционные представления о страхе, формулирует собственную оригинальную концепцию «рационального страха», появление которой стало возможно лишь в эпоху модерна. Порывая с «традицией», свое определение страха Гоббс формулирует в механистическом ключе. Особое внимание в статье уделяется использованию страха в визуальных стратегиях английского философа (на примере анализа фронтисписа «Левиафана»). Автор также рассматривает проблемные места концепции «рационального страха» и возможные пути их преодоления.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):602-611
pages 602-611 views

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ВОСПРИЯТИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕКСТОВ (образ Калки в средневнековых пуранах)

Иванова А.С.

Аннотация

Статья посвящена характеристике психологических аспектов восприятия мифологического образа Калки - десятой аватаре Вишну, индуистскому мессии, приход которого должен положить конец нравственному и религиозному упадку в последние времена Кали-юги. Нашей целью будет апробация методологии Л.С. Выготского, представленной в «Психологии искусства», для изучения эмоциональных структур религиозного текста на материале пуранического мифа о Калки. Примене-ние психологического анализа эмоциональных структур религиозного текста на материале средне-вековых пуран о Калки дает возможность оценить интенсивность и качество эмоциональных переживаний, связанных с восприятием мифологического образа данного героя. Согласно Выготскому эмоциональность художественного текста можно свести к постоянному антагонизму между аффектами эмоциональной формы и эмоционального содержания произведения, в процессе которого происходит катарсис, провоцирующий эстетическую реакцию читателя.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):612-620
pages 612-620 views

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ УПАДОК ВЬЕТНАМСКОГО КОНФУЦИАНСТВА В XVI-XVIII В

Нгуен В.З.

Аннотация

В XVI-XVIII веках произошли кардинальные изменения в политической и социально-экономической сферах Вьетнама. Конфуцианство как политическое учение оказалось неспособным обеспечить стабильность централизованной власти, а его положения и догмы стали неубедительными для общества. Так как конфуцианские ценности утратили свою привлекательность для общества, от ученых-конфуцианцев потребовались конструктивные решения и действия, которые могли бы привести к восстановлению прежних позиций конфуцианства в обществе.

Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):621-627
pages 621-627 views

ОРЕХОВ А.М. «ПУТЕШЕСТВИЕ ВСЛЕД ЗА СОВОЙ МИНЕРВЫ: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ». - М.: Инфра-М, 2016. - 196 с

Шевченко О.К.
Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия: Философия. 2017;21(4):628-630
pages 628-630 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах