Пауль Наторп как музыкант, композитор и теоретик музыки: историко-биографический очерк

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Музыкант и композитор Пауль Наторп до сих пор остается малоизученным. Ссылки в его «Самопрезентации» (1921) на важность музыки, особенно в ранние годы, до сих пор оставались незамеченными. Музыкальное наследие и ранее не публиковавшиеся дневники и письма дают более подробную информацию. Они документируют страстные отношения молодого Наторпа к музыке. Кроме того, становится ясно, что Наторп был активным композитором на протяжении всей своей жизни. Сначала в статье описывается история музыкального наследия. Центральное место занимает переписка с Иоганном Брамсом, которому молодой Наторп передал на оценку несколько своих композиций. Брамс настоятельно советовал не делать карьеру музыканта и композитора. Также важны отчеты молодого Наторпа о его занятиях композицией с музыковедом и композитором Густавом Якобсталем (1845-1912) в Страсбурге. Биографическими и культурно-историческими документами являются отчеты о концертах с Кларой Шуман и Ференцем Листом. Статья завершается кратким представлением размышлений Наторпа о всемирно-историческом значении музыки Людвига ван Бетховена.

Об авторах

Юрген Штольценберг

Галле-Виттенбергский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: juergen.stolzenberg@phil.uni-halle.de
доктор философии, профессор, кафедра философии Германия, D-06108, Галле, ул. Эмиля Абдерхальдена, д. 26/27

Список литературы

  1. Schmidt R, editor. Die deutsche Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen. Mit einer Einführung, Erster Band. Felix Meiner; 1921. S. 151-176.
  2. Sühring P. Gustav Jacobsthal. Ein Musikologe im deutschen Kaiserreich. Musik inmitten von Natur, Geschichte und Sprache. Eine ideen- und kulturgeschichtliche Biografie mit Dokumenten und Briefen. Hildesheim: Olms; 2012.
  3. Sühring P. Gustav Jacobsthal. Glück und Misere eines Musikforschers. Berlin: Hentrich und Hentrich; 2014.
  4. Natorp P. Deutscher Weltberuf. Eugen Diederichs; 1918. S. 162-175.
  5. Wagner R. Dichtungen und Schriften. Jubiläumsausgabe in zehn Bänden. Borchmeyer D, editor. Band 9. Frankfurt am Main: Insel Verlag; 1983. S. 38-109.
  6. Bekker P. Beethoven. Schuster & Loeffler; 1911.
  7. Bekker P. Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler. Schuster & Loeffler; 1918.
  8. Natorp P. Beethoven und wir. Elwertsche Verlagsbuchhandlung; 1921.
  9. Stolzenberg J. Freude und Enthusiasmus. Kant-Schiller-Beethoven. In: Zeitschrift der Gesellschaft für Musiktheorie. Heft 1. Hildesheim: Olms; 2023. S. 41-54.
  10. Behr J. Johannes Brahms. Vom Ratgeber zum Kompositionslehrer. Kassel: Bärenreiter; 2007.

© Штольценберг Ю., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах