Наследие В.С. Соловьева в архивах России: аналитический обзор

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В рамках исследования, посвященного анализу состояния и степени изученности материалов В.С. Соловьева в архивных фондах России, была проведена работа в ряде архивохранилищ Москвы и Санкт-Петербурга. В контексте данной темы были просмотрены и проанализированы документы из фондов РГАЛИ, ГАРФ, ЦАГМ, ОР РГБ (Москва), ОР РНБ, ИРЛИ РАН, РГИА (Санкт-Петербург). Особое внимание было уделено периоду творчества философа 1880-х гг. как наименее исследованному в его биографии по причине недостаточной доступности источников, обусловленной ограничениями духовной цензуры в связи с церковно-политическим содержанием произведений Соловьева данного периода («Великий спор и христианская политика», 1883; «История и будущность теократии», 1887 и т.д.). В связи с этим особое внимание было уделено фондам Соловьева в РГАЛИ (Ф. 446) и ОР РНБ (Ф. 718). В ходе исследования было выявлено немало единиц хранения, содержащих неразобранные, черновые материалы, записные книжки и конспекты философа, которые нуждаются в систематизации и изучении в первую очередь. Проведенная работа позволяет установить масштаб и определить приоритетные направления актуальных исследований творческой биографии и философии В.С. Соловьева на основе изучения первоисточников в архивах России.

Полный текст

Усилия по публикации сочинений Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900) начались практически сразу после смерти мыслителя, первые семь томов из запланированных восьми были изданы братом мыслителя  Михаилом Сергеевичем, последний же том по его завещанию был подготовлен к печати и издан затем Г.А. Рачинским [1]. В 1910—1914 гг. сыном  М.С. Соловьева Сергеем Михайловичем совместно с Э.Л. Радловым было выпущено второе издание этого Собрания сочинений философа, с дополнительными 9-м и 10-м томами [2]. Параллельно Э.Л. Радловым было выпущено четырехтомное собрание писем В.С. Соловьева [3], в которое также были включены некоторые не вошедшие в его изначальное Собрание сочинений публицистические работы, а также повесть «На заре туманной юности» и некоторые шуточные произведения. Тем не менее, данное собрание сочинений содержало многочисленные лакуны (на его неполноту указывал в том числе и составители, М.С. Соловьев в Предисловии к первому изданию: «В предлагаемое собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева войдут по возможности все его оригинальные произведения, за исключением стихотворений и повести» [4. С. VII] и С.М. Соловьев в Предисловии ко второму:  «Производить какие-либо существенные перемены в таком капитальном труде, каким было первое издание, я не счел нужным и ограничился изменениями чисто формального характера и некоторыми дополнениями» [4. С. V]). Так, ни в изначальные 8 томов, ни в последующие 10 не была включена  работа В.С. Соловьева «Россия и Вселенская Церковь», изначально написанная им на французском языке и изданная во Франции, поскольку в России она не могла быть пропущена духовной цензурой [5]. Третьим изданием сочинений мыслителя, в основу которого легли издания, подготовленные М.С.,  С.М. Соловьевыми, Э.Л. Радловым и Г.А. Рачинским, можно считать Собрание, вышедшее в 1960-х гг. в Брюсселе в католическом издательстве «Жизнь с Богом» [6]. Примечательно, что к данному Собранию были добавлены 11 и 12 тома, в которых впервые была произведена попытка архивного розыска и последующей публикации работ Соловьева, посвященных экуменической  тематике. Отдельного упоминания заслуживает Собрание сочинений мыслителя, изданное в Германии на немецком языке под редакцией Лудольфа Мюллера [7]. Большая часть архивного наследия мыслителя была также переработана и опубликована в рамках начавшегося в 1990-х гг. проекта Полного  собрания сочинений и писем философа, организованного на базе Института философии РАН (в частности, внимания заслуживает том 4 ПСС, в котором И.В. Борисовой была произведена реконструкция творческой истории произведений Соловьева на основе анализа архивных фондов и периодической  печати периода 1878—1882 гг.) [8].

Своеобразным подготовительным этапом к Полному собранию сочинений можно считать двухтомник под редакцией Н.А. Котрелева и В.Б. Рашковского 1989 г. [9]. В частности, в нем усилиями этих исследователей был опубликован ряд ранее неизвестных филокатолических произведений Соловьева («Письмо в редакцию журнала “Przeglad Polski”» [10. С. 267—272], «Ответ на публичные чтения о. иеромонаха Антония о “Превосходстве православия над учением папизма в его изложении Вл. Соловьевым”» [10. С. 274—280], «Письмо императору Александру III» [10. С. 283—285] и т.д.).

Как можно видеть из сделанного выше краткого обзора, во всех указанных попытках подготовки и издания Собрания сочинений философа были задействованы и неопубликованные при его жизни архивные рукописи, произведена попытка анализа и включения в общую канву творчества мыслителя недописанных, оставленных вчерне или отклоненных цензурой в свое время к печати работ. В современном российском соловьевоведении большая  работа по розыску и публикации архивных материалов мыслителя была проведена Н.В. Котрелевым, А.А. Носовым, И.В. Борисовой, А.П. Козыревым и др. В этой связи могут быть указаны, в частности, находка и публикация трактата философа «La Sophia» (1876—1882), считавшегося утерянным, но обнаруженного в фонде философа в РГАЛИ [11], а также публичной лекции  Соловьева, в которой он призывал помиловать народовольцев — убийц царя Александра II [12].

Стоит отметить также, что наибольшее количество лакун в изучении  архивного наследия Соловьева приходится на поздний период его творчества — 1880—1890-е гг. Именно данному периоду относится наибольшее число «неописанных» и «неразобранных» единиц архивного хранения:  черновых материалов, записных книжек, конспектов философа, его писем  к неустановленным лицам, разрозненных листов и т.д. Документы такого  характера присутствуют практически в каждом архиве мыслителя, и каждая единица хранения такого рода представляет собой материал для будущего  отдельного исследования. При этом стоит отметить также, что наибольший пласт произведений относится к позднему периоду: 1880—1890-м годам,  периоду, первое десятилетие которого принято обозначать в исследовательской литературе как период «теократический» [13. P. 8], «историософский» [14. С. 60] «утопический» [15. С. 405], «римский» [16. С. 239], «богословско-публицистический» [17. С. 123], «период борьбы, пропаганды и проповеди» [18. С. 131].

Формальной точкой отсчета данного периода творчества Соловьева принято считать его выступление с публичной речью в защиту народовольцев − убийц императора Александра II 28 марта 1881 г. в зале Кредитного общества в Санкт-Петербурге. Теме объединения христианских Церквей было посвящено немало работ мыслителя, вышедших в данный период: «Три речи в память Достоевского» (1881—1883), «Великий спор и христианская политика» (1883), «Духовные основы жизни» (в первой редакции −«Религиозные основы жизни» − 1884 г., второе издание − 1897 г.), перевод с греческого «Учения двенадцати апостолов» («Διδαχὴ τῶν δώδεκα ἀποστόλων», 80 г. н.э.), выполненный мыслителем совместно с братом Михаилом (1886), и т.д. «Публицистическим» данный период тоже называется исследователями творчества мыслителя неспроста: на протяжении 1880-х гг. его статьи на церковную  тематику выходили в газете И.С. Аксакова «Русь», журналах «Новое время», «Вера и разум», «Православное обозрение», «Вестник Европы» и т.д.

 Помимо прочего, публикация работ, посвященных вопросу о соединении православной и католической церквей, наиболее волновавшего мыслителя в эту пору его жизни и творчества, настроили против него фактически всю интеллектуальную элиту тогдашнего российского общества: от либералов до консерваторов, что повлекло за собой полемические столкновения  Соловьева с представителями мыслящей русской интеллигенции (в число идейных оппонентов мыслителя входили также многие его бывшие соратники и учителя, как, например: генерал А.А. Киреев, К.Н. Бестужев-Рюмин, издатель газеты «Русь» И.С. Аксаков, редактор газеты «Московские ведомости» М.Н. Катков, протоиерей и профессор Московского университета  А.М. Иванцов-Платонов, издатели журнала Харьковской духовной семинарии «Вера и разум» К.Е. Истомин (Т. Стоянов), А.П. Шостьин и др.), недовольство духовной цензуры и лично обер-прокурора Святейшего Синода  К.П. Победоносцева, невозможность публикации работ по церковно-политической тематике в России — и, соответственно, публикацию многих из них за рубежом. Так, наиболее значительный и загадочный трактат мыслителя этого периода, «История и будущность теократии», по мере готовности его отдельных глав, до момента издания всего текста целиком, печатался в течение 1885—1886 гг. в журнале «Православное обозрение». Интересно, что статьи, выходившие раньше в «Православном обозрении», в итоговом варианте стали главами более «поздних» по смыслу книг (Евангельское основание  боговластия // Православное обозрение. 1885. № 1, соответствует главам XIX—XXIV книги пятой «Явление Мессии и основание Новозаветной  теократии. Царство Божие и Церковь»; Царство Божие и Церковь в откровении Нового Завета // Православное обозрение. 1885. № 9, соответствует  IX—XVIII главам той же книги; Догматическое развитие церкви в связи с вопросом о соединении церквей // Православное обозрение. 1885. № 12, соответствует Предисловию и главам I—XXIV книги первой «Разбор главных предрассудков против теократического дела в России»; Теократия праотцев // Православное обозрение. 1886. № 5—6, соответствует главам VIII-XXI книги второй «Первоначальные судьбы человечества и теократия праотцев»).  В своем целостном виде этот текст увидел свет только в 1887 г. в Загребе — его публикация была осуществлена при деятельном содействии каноника Франьо Рачки и епископа Йосипа Юрая Штроссмайера, симпатизировавших творчеству Соловьева и его экуменическому проекту. Примерно та же судьба постигла такие последующие работы мыслителя, как «Русская идея»  и «Россия и Вселенская Церковь»: обе были опубликованы на французском языке в Париже, и лишь затем были изданы их русские переводы на родине.

В связи с этим архивные материалы мыслителя находятся сейчас не только в российских, но и в зарубежных фондах: так, единственная известная на данный момент рукопись «Истории и будущности теократии» хранится в Ватиканской Апостольской Библиотеке (Biblioteca Apostolica Vaticana,  Vat. Slav. 64)1. Историю цензурного надзора за Соловьевым, основной пик которого приходится на период 1880-х гг., также можно найти в специальных фондах российских архивов[2].

Основное внимание в рамках настоящего исследования было сосредоточено на двух центральных и наиболее объемных из существующих ныне персональных архивных фондов В.С. Соловьева, находящихся в Москве (РГАЛИ, Ф. 446) и Санкт-Петербурге (ОР РНБ, Ф. 718). И в первом, и во втором фонде прежде всего интерес представляют неразобранные исследователями-соловьевоведами материалы философа: черновики различных его  работ, записные книжки, разрозненные листы, письма неустановленным лицам и т.д. Интерес представляют также конспекты различных книг, которые изучал мыслитель при написании своих произведений; большая часть такого рода конспектов относится к 1880-м годам, т.е. периоду творчества мыслителя, посвященному разработке проекта соединения христианских церквей и построения всемирной теократии. На соответствующий круг чтения Соловьева этого периода можно найти указания и у его биографов: так, С.М. Соловьев пишет следующее: «Мы видели, что в юности Соловьев в совершенстве изучил философию и мистическую литературу и усвоил древние классические языки и три новых. Теперь он вступает в новый период самообразования. Круг его чтения в 80-тых годах — все, относящееся к вопросам: католическому, польскому и еврейскому…» [16. С. 238]. В качестве основных текстов, к которым обращается Соловьев в это время, племянник философа указывает Ветхий Завет в оригинале (Тору), униатскую полемику на польском языке, Данте на итальянском языке, четырехтомник по католической догматике «Praelectiones theologicae» итальянского теолога-иезуита XIX века Джованни Перроне, «Акты Вселенских Соборов» («Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio») другого итальянского теолога Джованни Доменико Манси на латинском языке, а также сочинения латинских богословов в оригинале (в особенности папы Григория VII и Иннокентия III) [16. С. 238—239].

Информацию о богословском круге чтения Соловьева можно почерпнуть из его тетрадей и записных книжек (РГАЛИ, Ф. 446, Оп. 2, ед. хр. 24). Здесь можно увидеть, что при подготовке и написании труда «История и будущность теократии» он обращается также к сочинению английского теолога Мартина Джозефа Рута, посвященному священным реликвиям («Reliquiae sacrae, sive, auctorum fere jam perditorum», на латинском языке)[3], где его интересует более всего тт. 4 и 5, содержащие информацию об основных таинствах католической церкви (конфирмации (миропомазания) через епископское рукоположение и т.п.); сочинениям Кирилла Александрийского (компендиуму его работ, изданных на латыни в Париже в 1638 г. — «Cyrillus Alex., archiepisc: Opera omnia, Gr. et Lat., cura et studio Joan. Auberti. Lutetiae, Paris, 1638, 6 vols, in 7 fol», − Соловьев подчеркивает здесь вопросы о разделении двух воль во Христе, взаимоотношении лиц и роли Святого Духа в Троице и т.д.)[4]; работам по церковной истории, в частности, труду «Византийское государство и Церковь в XI в.» Н.А. Скабаллановича (1884); французским изданиям Библии и трактатам по истории Церкви (M. l'Abbé Trochon — La Sainte Bible : Les Petits Prophètes. Lethielleux,1883; Joseph-Épiphane Darras. Histoire générale de l'Eglise depuis la création jusqu'à nos jours. L. Vivès, 1873). Здесь Соловьева интересовали вопросы про иносказательный смысл Нового Завета, а также его интерпретациям у представителей патристического и схоластического богословия (Дионисия Ареопагита, Августина, Григория Великого, Фомы Аквинского и др.)[5]. Среди других конспектов, встречающихся в записных книжках и тетрадях Соловьева, присутствуют выписки из сочинений Иринея Лионского «Против ересей» (сопровождаемые авторским комментариями с выражением сомнения в подлинности авторства Иринея); работы таких теологов и историков религии, как Август Мюллер (Der Islam im Morgen und Abendland, 1885), Эрнст Ренан (L'église chrétienne, 1879) и Феликс Данн (Urgeschichte der germanischen und romanischen völker, 1881).

Особый интерес могут представлять для исследователя соловьевские опыты автописьма, совершавшиеся философом в контексте его софианских исканий и спиритических сеансов (РГАЛИ, Ф. 446, Оп. 2, ед. хр. 25). Архивные фонды мыслителя содержат также материалы, касающиеся текстологии его произведений: в частности, авторские поправки к прижизненным публикациям и републикациям его работ и сборников статей (РГАЛИ, Ф. 446, Оп. 2, ед. хр. 26). Наконец, ждут своего исследователя хранящиеся в архивных фондах рукописи и черновики статей философа, некоторые из которых никогда не публиковались, а часть материала из других была переработана и использована им впоследствии для написания отдельных своих трудов (в том числе посвященных церковному вопросу).

В число основных тем, затрагиваемых Соловьевым в таких черновиках статей, входят: объединение католической и православной церквей[6];  рассуждение о метафизическом дуализме всего сущего и двух основных первоначалах: психическом и телесном; история папства и отношение Восточной церкви и ее епископов к Риму; сравнительные аспекты мировых религий  (католичества, православия, буддизма, магометанства); вопросы о монашестве и аскетизме; политические вопросы; проблема понимания духовной природы добра и зла («Все добро уже есть в Боге») и о «крушении отвлеченной философии» («так называемой метафизики»); о Логосе в античной философии (в основном, платонизме) и его сопоставлении с учением об Огне и Нирване в Каббале и восточной мудрости; сравнительные схемы сопоставления божественного и мирского начал («Бог—природа—идея»), и т.д.[7]. 

Одним из важных результатов поисковой работы, связанной с обзором архивных фондов В.С. Соловьева в России, является не только археографический обзор и историко-философская классификация еще не разобранных архивных единиц, но также выявление ошибок и несоответствий в казалось бы уже изученных ранее и описанных единицах хранения. Результатом обнаружения такого рода ошибок и несоответствий могут быть и некоторые содержательные открытия: так, при анализе фонда 718 (Соловьев Владимир Сергеевич) ОР РНБ был обнаружен ранее неизвестный черновой материал к его трактату «Великий спор и христианская политика» (1883), хранящегося  в единице хранения 13 «Оправдание добра. Черновик» (24 лл.). на лл. 4—7. Данный отрывок начинается со слов «В жару средневековых споров между латинянами и греками поднимались иногда среди этих последних голоса, утверждавшие, что Византии, как резиденции римского императора, принадлежит первенство во всей Церкви» [19. С. 137] и заканчивается фразой  «В области собственно церковной Римская Церковь, как сказано, представляла начало видимого единства, централизованной власти, верховного авторитета» [19. С. 140]. Поскольку вся указанная единица хранения представляет собой черновые отрывки с многочисленными авторскими исправлениями, следует признать, что и в случае с данным несоответствием (как и со многими другими вышеуказанными примерами) здесь необходим более пристальный и основательный текстологический и содержательный анализ.

В заключение стоит упомянуть и о вторичных источниках архивной информации, касающейся деятельности того или иного русского философа, и В.С. Соловьева в частности. К таковым источникам можно в первую очередь отнести упоминания мыслителя в переписке, дневниках и публицистических заметках его современников, а также обнаружение, классификация и реконструкция его собственного эпистолярного наследия, хранящегося в фондах его собеседников и идейных оппонентов. Так, в архиве РГАЛИ соловьевские материалы, помимо его собственного фонда, содержатся в Ф. 40 — Арсеньевы К.И., К.К.; Ф. 572 — Энгельгардты; Ф. 449 — Соболевский А.Н.;  Ф. 542 — Цертелев Д.Н.). К другим архивам г. Москвы, в которых можно найти отсылки на различные периоды творчества философа, можно отнести: ОР РГБ (Ф. 696 — Соловьев Сергей Михайлович (1885—1942); Ф. 171 —  Лопатин Лев Михайлович; Ф. 16 — Я.Л. Барсиков; Ф. 334 — Чичерины;  Ф. Герье). В Санкт-Петербурге же, помимо уже указанного выше фонда  Соловьева в ОР РНБ, довольно большой пласт информации о нем хранится в архивных фондах СПФ АРАН (Ф. 281 — К.Я. Грот) и ИРЛИ РАН (Ф. 367 — А.А. Луговой, Ф. 252 — Э.Л. Радлов, Ф. 577 — Н.А. и М.А. Энгельгардты,  Ф. 552 — Соколов Н.М). Здесь стоит отметить, что при анализе фондов ИРЛИ РАН были выявлены существенные лакуны, связанные с состоянием архивного наследия В.С. Соловьева; в частности, было обнаружено, что описи некоторых фондов отсутствуют, например Ф. 367 А.А. Лугового — фонд старой обработки, описи нет, только списки в инвентарной книге. Отдельный исследовательский интерес, как уже указывалось ранее, представляет архивная  реконструкция цензурного преследования Соловьева: ЦАГМ (Ф. 31 — Московский цензурный комитет, г. Москва), РГИА (Ф. 776. — Главное управление по делам печати МВД; Ф. 807. — Петроградский духовный цензурный комитет).

В рамках данной публикации осуществлен общий предварительный обзор архивных фондов России, обладающих релевантностью с точки зрения дальнейшего исследования жизненного пути и философского наследия  В.С. Соловьева, а также представлены примеры перспективных направлений исследовательской работы с данными фондами. При этом приходится констатировать, что задача исчерпывающего обозрения и картографирования  в различных архивах России соловьевских фондов — как непосредственно посвященных В.С. Соловьеву, так и в составе других фондов, содержащих документацию и информацию об этом философе — остается на сегодняшний день нерешенной. Этот факт можно расценивать как определенный вызов для ученых-архивистов и историков русской философии, перед которыми простирается перспективное поле актуальных исследований, в ходе которых может быть сделано еще немало открытий.

 

1 Соловьев В.С. История и будущность теократии. Vat. Slav. 64.

2 ЦАГМ (Ф. 31 — Московский цензурный комитет, г. Москва), РГИА (Ф. 776. — Главное управление по делам печати МВД; Ф. 807. — Петроградский духовный цензурный комитет).

3 РГАЛИ. Ф.446 оп.2 ед. хр.24 Тетрадь Соловьева В.С. с выписками из философских книг Фута М., Стабильковича, Ренана Э. и др. На рус., греч., фр., нем., языках. (1885—1888). Л. 10.

4 Там же. Л. 12—16.

5 Там же. Л. 21—23.

6 РГАЛИ. Ф. 446. Оп. 1, ед. хр. 39 [«Об объединении православной и католической церкви»]. Статья. Без названия. Отрывок. [1880-е], 28 л.

7 РГАЛИ. Ф. 446. Оп. 1, ед. хр. 38. Статьи религиозно-философского характера. Отрывки. Разрозненные листы. [1870-е—1880-е], 35 л.; РГАЛИ. Ф. 446. Оп. 2, ед. хр. 17. Статьи по вопросам религии, морали, философии. Разрозненные листы. 1874, [1880-е—1890-е], 139 л.; РГАЛИ. Ф.446. Оп. 2, ед. хр. 18. Черновые наброски [к статье о метафизике]. Разрозненные листы. [1880-е], 106 л.; ОР РНБ. Ф. 718. Оп. 1, ед. хр. 15. Соловьев В.С. Основы христианской религии. Корректура с авторской правкой. 3 лл.; ОР РНБ. Ф. 718. Оп. 1, ед. хр. 16. Соловьев В.С. Основы христианской религии. Отрывок. Черновой автограф. Б.д. 12 лл.; ОР РНБ. Ф. 718. Оп. 1, ед. хр. 17. Соловьев В.С. «Празднуется торжество правды и смысла…» (Статья). Без заглавия. Черновой автограф. Б.д. 5 лл.; ОР РНБ. Ф. 718. Оп. 1, ед. хр. 20. Соловьев В.С. Состав мышления. Статья. Черновой автограф. Б.д. 8 лл.; ОР РНБ. Ф. 718. Оп. 1, ед. хр. 24. Соловьев В.С. Отрывки и наброски разных статей. Автографы. Б.д. 7 лл.; ОР РНБ. Ф. 718. Оп. 1, ед. хр. 27. Соловьев В.С. Корректура с авторскими правками (работы по философии). Отрывок. Б.д. 8 лл.

×

Об авторах

Александра Юрьевна Бердникова

Институт философии РАН; Туринский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexser015@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1607-5061

кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН; аспирант FINO Consortium, Туринский университет

Российская Федерация, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; Италия

Список литературы

  1. Соловьев В.С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева: в 8 т. Т. 9. СПб. : Издательство товарищества «Общественная польза», 1907.
  2. Соловьев В.С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева: в 10 т. / под ред. и с прим. С.М. Соловьева, Э.Л. Радлова. 2-е изд. СПб. : Просвещение, 1911-1914.
  3. Соловьев В.С. Письма Владимира Сергеевича Соловьева: в 4 т. / под ред. Э.Л. Радлова. СПб. : Типография товарищества «Общественная Польза», 1908-1923.
  4. Соловьев М.C. Предисловие к первому изданию // Соловьев В.С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева: в 10 т. / под ред. и с прим. С.М. Соловьева, Э.Л. Радлова. 2-е изд. Т. 1. СПб. : Просвещение, 1911. C. I-VII.
  5. Soloviev V.S. La Russie et l' Église Universelle. Paris : Albert Savine, 1889.
  6. Соловьев В.С. Собрание сочинений В.С. Соловьева: в 12 т. Bruxelles : Жизнь с Богом, 1966-1970.
  7. Solowjew W. Deutsche Gesamtausgabe der Werke von Wladimir Solowjew. In 8 Bänden. Freiburg und München : Erich Wewel Verlag, 1953-1980.
  8. Соловьев В.С. Полное собрание сочинений и писем: в 20 т. Т. 4. М. : Наука, 2011.
  9. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. Философская публицистика / под ред. Н.В. Котрелева, Е.Б. Рашковского. М. : Правда, 1989.
  10. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 2. Чтения о Богочеловечестве / под ред. Н.В. Котрелева, Е.Б. Рашковского. М. : Правда, 1989.
  11. Козырев А.П. Парадоксы незавершенного трактата: к публикации перевода французской рукописи В. Соловьева «София» // Логос. 1992. № 2. С. 152-170.
  12. Роцинский С.Б. Лекция Вл. Соловьева, прочитанная им 28 марта 1881 года в зале Кредитного общества // Соловьевские исследования. 2013. Т. 1. № 37. С. 75-82.
  13. Strémooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. Paris : Les belles lettres, 1935.
  14. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М. : Прогресс-традиция, 2001.
  15. Трубецкой Е.Н. Жизнь и миросозерцание В.С. Соловьева. В 2-х тт. Т. 1. М. : Московский философский фонд издательство «Медиум», 1995.
  16. Соловьев С.М. Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция / послесл. П.П. Гайденко, подг. текста И.Г. Вишневецкий. М. : Республика, 1997.
  17. Никольский А.А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев. СПб. : Наука, 2000.
  18. Мочульский К.В. Владимир Соловьёв: жизнь и учение. Париж : YMCA press, 1936.
  19. Соловьев В.С. Великий спор и христианская политика // Сочинения в двух томах / под ред. Н.В. Котрелева, Е.Б. Рашковского. Т. 1. Философская публицистика. М. : Правда, 1989. С. 59-167.

© Бердникова А.Ю., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах