Педагогика профессиональной деятельности в постмодернистском обществе: дихотомия профессиональной нестабильности и цифровой революции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью настоящей статьи является анализ педагогики профессиональной деятельности (педагогики труда) и ответ на вопрос, как она реагирует на вызовы безработицы и отсутствия занятости, характерные для рынка труда и актуальные для современного общества. Авторы статьи рассматривают концепции нигилистической педагогики и «конца труда», выявляя два подхода: к активной и пассивной нигилистической педагогике. Пассивный подход, основанный на смирении, противопоставляется активному подходу, в котором педагогика труда предлагает инструменты для решения текущих проблем. Авторы данной статьи поддерживают идею о том, что педагогика как человеко-ориентированная наука не может принять позицию пассивного нигилизма при рассмотрении труда в современном обществе. Чтобы лучше понять динамику, связанную с обеспечением занятости и корректирующими решениями педагогики, авторы проанализировали мысли трех современных философов: Зигмунта Баумана, Джереми Рифкина и Доминика Меда. Эти авторы пересмотрели концепцию труда в связи с преобразованиями, вызванными глобализацией, появлением новых коммуникационных технологий и цифровой занятостью. Данные изменения побудили переосмыслить не только концепцию труда, но и основные модели педагогики профессиональной деятельности в западном мире: капитализм и марксизм. В свете нынешних вызовов педагогика труда нуждается в переосмыслении, начиная с проблемы трудоустройства и фокусируя внимание на новых профессиях, востребованных в эпоху интернета. Объединив интерпретации труда в теориях Баумана, Рифкина и Меда, можно предложить особую педагогику труда в эпоху перемен, а также наметить новые, актуальные для современного периода ценности образования, сопровождаемые ею.

Об авторах

Марио Де Мартино

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: de-martino-m@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-3903-6532

доцент кафедры маркетинга, экономический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Роберта Алонци

Российский университет дружбы народов

Email: alontsi-r@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0003-3604-3283

профессор кафедры иностранных языков, филологический факультет

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

Эмануэле Изидори

Римский университет «Форо Италико»

Email: emanuele.isidori@uniroma4.it
ORCID iD: 0000-0002-5214-6015

профессор кафедры наук об активности и здоровье человека

Итальянская Республика, 00135, Рим, Пьяцца Л. Де Босис, д. 6

Список литературы

  1. Alessandrini G. Pedagogia delle risorse umane e delle organizzazioni. Milano: Guerini studio; 2004.
  2. Alessandrini G. La pedagogia del lavoro. Education Sciences & Society. 2012;3(2):55-72.
  3. Apple M, Kenway J, Singh M. Globalizing education: Policies, pedagogies, & politics. New York: Peter Lang Publishing; 2005.
  4. Giroux H. Public Pedagogy and the Politics of Resistance: Notes on a critical theory of educational struggle. Educational Philosophy and Theory. 2003;35(1):5-16. https://doi.org/10.1111/1469-5812.00002
  5. Rifkin J. The end of work. New York: Tarcher/Penguin; 2004.
  6. Rifkin J. The Age of Access: The New Culture of Hypercapitalism, where All of Life is a Paid-for Experience. New York: Putnam Publishing Group; 2000.
  7. Means A. Learning to save the future: Rethinking education and work in an era of digital capitalism. 1-st ed. New York: Routledge; 2018.
  8. Fraile J, Vera C. Un nuevo modelo de formación para el siglo XXI: la enseñanza basada en competencias. Barcelona: Davinci; 2008.
  9. Díez Gutiérrez E. La globalización neoliberal y sus repercusiones en educación. Revista electrónica interuniversitaria de formación del profesorado. 2010;13(2):23-38.
  10. Ritzer G. The McDonaldization of Society: Into the Digital Age. 10-th ed. New York: SAGE Publications; 2020.
  11. Bocca G. Pedagogia del lavoro. Brescia: La scuola; 1998.
  12. Bauman Z. Liquid Modernity. 1-st ed. Cambridge: Polity; 2000.
  13. Bauman Z. Work, consumerism and the new poor. 2-nd ed. Milton Keynes: Open Univ. Press; 2005.
  14. Bauman Z. Globalizzazione e glocalizzazione. Roma: Armando editore; 2005.
  15. Bauman Z. Postmodern Ethics. 1-st ed. Oxford: Blackwell; 1993.
  16. Serres M. Petite poucette. Paris: Editions le Pommier; 2012.
  17. Pignalberi C. Le employability e le soft skills per orientarsi e dirigersi nel lavoro del futuro: il contributo della pedagogia del lavoro. Education Sciences & Society. 2020;(2):155-176. https://doi.org/10.3280/ess2-2020oa9408
  18. Méda D. Au-delà du PIB. Pour une autre mesure de la richesse. Paris: Flammarion; 2008.
  19. Méda D. Travail, la révolution nécessaire. La Tour-d’Aigues: Editions de l'Aube; 2010.
  20. Bourg D, Kaufmann A, Méda D. L’Âge de la transition. En route pour la reconversion écologique. Paris: Les Petits Matins; 2016.
  21. Larrouturou P, Méda D. Einstein avait raison: il faut réduire le temps de travail. Ivry-sur-Seine: Éditions de l’Atelier; 2016.
  22. De Masi D. Lavorare gratis, lavorare tutti. Milano: Rizzoli; 2017.
  23. Schaub H, Zenke K. Wörterbuch zur Pädagogik. München: Deutscher Taschenbuch Verlag; 2007.
  24. Manici S. Per una pedagogia del soggetto: la centralità della persona negli interventi educativi. Ricerca Psicoanalitica. 2022;33(1):55-67. https://doi.org/10.4081/rp.2022.607
  25. Cegolon A. Oltre la disoccupazione. Per una nuova pedagogia del lavoro. Roma: Studium; 2020.
  26. Reyero García D. Pensar educativamente el trabajo. Revista Complutense de Educación. 1999;10(1):93-104.
  27. Cegolon A. Lavoro e pedagogia del lavoro: origine, sviluppo, prospettive. Roma: Studium; 2020.
  28. Alessandrini G, Pignalberi C. Le sfide dell’educazione oggi. Nuovi habitat tecnologici, reti e comunità. Lecce: Pensa Multimedia; 2012.
  29. Palma M. Verso una pedagogia del lavoro: spunti di riflessione per pensare il rapporto tra formazione e lavoro. Ricerche di Pedagogia e Didattica Journal of Theories and Research in Education. 2018;13(3):27-54.
  30. Smith D. Grassroots associations. Thousand Oaks. California: Sage Publications; 2000.
  31. Stebbins R. Personal Decisions in the Public Square: Beyond Problem Solving into a Positive Sociology. 1-st ed. New York: Routledge; 2009.
  32. Stebbins R. The Idea of Leisure: First Principles. 1-st ed. New York: Routledge; 2012.
  33. Kenzo M. Dialectic of Sedimentation and Innovation: Paul Ricoeur on Creativity After the Subject. New York: Peter Lang; 2009. Stebbins R. Homo otiousus: Who is this creature, does it exist, should it matter? Leisure Studies Association Newsletter. 2022;94(3):19-21.
  34. Souza K. ‘Flores da revolução’: notas para uma pedagogia do trabalho em Paulo Freire. Trabalho, Educação e Saúde. 2022;(20):1-15. https://doi.org/10.1590/1981-7746-ojs00211
  35. Trend D. Cultural pedagogy: art, education, politics. New York: Bergin & Garvey; 1992.

© Де Мартино М., Алонци Р., Изидори Э., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах