Роль времени в теории нарративной идентичности в философии Поля Рикёра

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В исследовании человеческой идентичности важнейшая функция отводится времени. Время - тот фактор, который ставит под сомнение идентичность. Суть проблемы заключается в вопросе о том, является ли человек тем же самым, каким он или она были в другое время. Проблема персональной идентичности была одним из важнейших вопросов в философии Поля Рикёра. Он рассматривает эту проблему в контексте времени и отмечает, что традиционные модели идентичности как тождества и как самости оказались перемешаны в различных апориях. Поэтому он предлагает две новые модели идентичности, которые по-разному связаны с временностью: это характер и обещание. Модель идентичности как характера меняется с течением времени вследствие приобретения или потери различных черт характера. Обещание же, напротив, - это та модель, которая сопротивляется натиску времени в попытке сдержать данное слово. Таким образом, у Рикёра эти две разные модели создают основу для концепции повествовательной идентичности. Согласно его концепции, время делает возможным развитие действия в истории. Оно позволяет обернуть действие иначе, а также дает человеку возможность взглянуть на историю своей жизни. Характер и обещание - это модели, позволяющие человеку увидеть свою жизнь как некую временную сущность, которой постоянно угрожают непредвиденные несчастные случаи и происшествия, но она также постоянно поглощает их и, спустя время, даёт возможность ретроспекции, ведущей к синтезу. Этот синтез позволяет нам взглянуть на одну-единственную жизнь как на целое, которое принадлежит одному и тому же человеку, наделенному характером и способностью сдерживать обещание.

Об авторах

Михал Куморек

Папский университет Иоанна Павла II

Автор, ответственный за переписку.
Email: michal.kumorek@gmail.com

аспирант (PhD студент)

Польша, 31-002, Краков, ул. Канонича, 25

Список литературы

  1. Kemp P. Narrative Ethics and Moral Law in Ricoeur. In: Wall J, Schweiker W, Hall DW editors. Paul Ricoeur and Contemporary Moral Thought. New York, London: Routledge; 2002. p. 32-46.
  2. Ricoeur P. Time and Narrative. Vol. 1. Chicago and London: The University of Chicago Press; 1984.
  3. Augustine. The Confessions of Saint Augustine. Grand Rapids, MI: Christian Classics Ethereal Library; 1999.
  4. Locke J. An Essay Concerning Human Understanding. Book II. Global Grey; 2019.
  5. Ricoeur P. Oneself as Another. Chicago, London: The University of Chicago Press; 1992.
  6. Hume D. A Treatise of Human Nature. The Floating Press; 2009.
  7. Parfit D. Reasons and Persons. Oxford: Clarendon Press; 1984.
  8. Muldoon S. Mark. Tricks of Time, Bergson, Merleau-Ponte and Ricoeur in the Search of Time, Self and Meaning. Pittsburgh: Duquesne University Press; 2006.
  9. Drwięga M. Paul Ricoeur daje do myślenia. Bydgoszcz: Wydawnictwo Homini; 1998.
  10. Aristotle. Nicomachean Ethics. Oxford: Cambridge University Press; 2004.
  11. Marcel G. Being and Having. Glasgow: The University Press; 1949.
  12. Arendt H. The Human Condition. Chicago, London: The University of Chicago Press; 1998.
  13. Ricoeur P. Filozofia osoby, wykłady z filozofii współczesnej im. Ks. prof. Konstantego Michalskiego CM. Kraków: Wydawnictwo Naukowe Papieskiej Akademii Teologicznej; 1992.
  14. Aristotle. The Poetics. Oxford: Clarendon Press; 1962.
  15. Ricoeur P. Time and Narrative. Vol. 3. Chicago, London: The University of Chicago Press; 1988.
  16. Pellauer D. Ricoeur, A Guide for the Perplexed. London: Continuum International Publishing Group; 2007.
  17. Maclntyre A. After Virtue: A Study in Moral Theory. Notre Dame, Ind.: University of Notre Dame Press; 2007.
  18. Kaplan M. David. Ricoeur’s Critical Theory. Albany: State University of New York Press; 2003.
  19. Ricoeur P. Memory, History, Forgetting. Chicago, London: The University of Chicago Press; 2004.
  20. Ricoeur P. Critique and Conviction. Conversations with François Azouvi and Marc de Launay. New York: Columbia University Press; 1998.
  21. Duffy M. Paul Ricoeur’s Pedagogy of Pardon, A Narrative Theory of Memory and Forgetting. London, New York: Continuum International Publishing Group; 2009.
  22. Levinas E. Otherwise than Being or Beyond Essence. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers; 1991.

© Куморек М., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах