О ПРЕДМЕТНОСТИ ДИАЛЕКТИКИ В ТРУДАХ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Концепция диалектики у Августина сочетает три античных традиции: аристотелевскую, стоическую и (нео)платоническую. Ее предметность, однако, следует рассматривать не только эмпирически как смешение исторических элементов, но и собственно философски, в соотнесении с ее собственным понятием. В случае такого логического подхода всякая особенная историческая форма диалектики является ступенью в сознании ее понятия, так что элементы августиновской доктрины выстраиваются в иерархию. Высшая ступень этой иерархии - неоплатоническая, и на ней понятие диалектики у Августина достигает своей собственно разумной, или абсолютной, формы. Но хотя диалектика у Августина получает титул «истинной истины», она не полагается как конкретное единство субстанции-субъекта , каковым в себе является ее понятие. Понадобится более четырнадцати веков развития мышления, пока процессуальность познающего субъекта не будет признана необходимой предпосылкой субстанциального царства метафизики, что собственно и произойдет на исходе модерна в гегелевской диалектике.

Об авторах

Андрей Артемович Тащиан

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tashchian@gmail.com

кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры философии Кубанского государственного университет

ул. Ставропольская, 149, Краснодар, Россия, 350040

Список литературы

  1. Malatesta M. Dialectic // Augustine through the Ages: An Encyclopedia. Grand Rapids, MI; Cambridge, U.K.: Eerdsmans, 1999. P. 269-271.
  2. Malatesta M. St. Augustine’s Dialectic from the Modern Logic Standpoint // Metalogicon. 1995. Vol. 8. № 2. P. 91-120.
  3. Pépin J. Saint Augustin et la Dialectique. Villanova: Villanova University Press, 1976.
  4. Brachtendorf J. The Decline of Dialectic in Augustine's Early Dialogues // Studia Patristica, Vol. 37. Leuven: Peeters Press, 2001. P. 25-30.
  5. Heßbrüggen-Walter S. Augustine's Critique of Dialectic // Augustine and the Disciplines: From Cassiciacum to Confessions. Oxford: Oxford University Press, 2005. P. 184-205.
  6. Topping R. Happiness and Wisdom: Augustine’s Early Theology of Education. Washington, D.C.: The Catholic University of America, 2012.
  7. Uhle T. Augustin und die Dialektik. Tübingen: Mohr Siebeck, 2012.
  8. Marrou H.-I. Saint Augustin et la fin de la culture antique. Paris: De Boccard, 1983.
  9. Patrologiae cursus completus: Series Latina / Ac. J.-P. Migne. Parisiis, T. 32 [=PL 32], 1877.
  10. PL 43, 1845.
  11. PL 41, 1900.
  12. Diogenes Laertius. Lives of Eminent Philosophers in 2 vols. Vol. 2. London: W. Heinemann; NY: G.P. Putnam’s Sons, 1925.
  13. Aristotle. Posteria Analytics. Topica. London: W. Heinemann; Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960.
  14. Fischer B. De Augustini disciplinarium libro qui est de dialectica. Ienae Typis G. Nevenhanhi, 1912.
  15. Jackson B. Introduction // Augustine. De Dialectica. Dordrecht, Holland; Boston, USA: D. Reidel Publishing Company, 1975. P. 1-75.
  16. Bucher T. Zur formalen Logik bei Augustinus // Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. 1982. Bd. 29. № 1-2. S. 3-45.
  17. Epictetus. The Discourses as Reported by Arrian, the Manual, and Fragments in 2 vols. Vol. 1. Cambridge, MA: Harvard University Press; London: W. Heinemann, 1956.
  18. PL 34, 1887.
  19. Svensson M. Theorie und Praxis bei Augustin. Freiburg im Breisgau: Karl Alber, 2007.
  20. Sextus Empiricus in 4 vols. Vol. 2. London: W. Heinemann; Cambridge, MA: Harvard University Press, 1967.
  21. Plotinus in 7 vols. Vol. 1. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989.
  22. Schiaparelli A. Plotinus on dialectic // Archiv für Geschichte der Philosophie. 2009. Vol. 91. № 3. P. 253-287.
  23. Plotini opera omnia. Porphyrii. Liber de vita Plotini. Cum Marsilii Ficini commentariis et ejusdem interpretatione castigata. Vol. 1. Oxonii, e typographeo academico, 1835.
  24. Gilson E. Introduction à l'étude de Saint Augustin. Paris: J. Vrin, 1987.
  25. PL 42, 1841.

© Тащиан А.А., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах