ЗНАЧЕНИЕ ДИСТИНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ И ФАНТАЗИИ ДЛЯ КОНСЕРВАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИИ: ФИЛОСОФИЯ РОДЖЕРА СКРУТОНА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор статьи обращает внимание на связь консерватизма и эстетики как философской дисциплины, объясняет природу и смысл этой связи. Утверждается, что эстетическое различение воображения и фантазии, акцентированное С.Т. Кольриджем, является инструментом критики и самокритики на службе у консервативной идеологии. С консервативной точки зрения, воображение считается творческой, тогда как фантазия - пассивной способностью, находящейся в зависимости от аффектов. По этой причине последняя потворствует утопическому мышлению, которое рассматривается как прожектерство. Поясняется, что указанное различение логично вписывается в рамки консервативной эпистемологии в ее версии, представленной у Д. Юма. Его применение рассматривается на материале работ британского консерватора Роджера Скрутона: «Польза пессимизма и опасность ложной надежды», «Современная культура» и последней редакции книги «Мыслители новых левых». Указывается, что в рамках консервативного дискурса различение имеет не только критический, но и творческий аспект.

Об авторах

Н С Глазков

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: lazkovnikita@gmail.com

Глазков Никита Сергеевич - аспирант школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

101000, Москва, Россия, ул. Мясницкая, д. 20

Список литературы

  1. Conservative Texts: An Anthology. Basingstoke: Macmillan, 1991.
  2. Dunn T. Dr Scruton and Mr Hyde? // Journal Of Area Studies. Series 1. Vol. 6. Iss. 12. P. 31-32.
  3. Мангейм К. Консервативная мысль // Социологические исследования. 1993. № 9.
  4. Vigus J. James Vigus reads: Alan P.R. Gregory, Coleridge and the Conservative Imagination (Mercer UP, 2003) // The Coleridge Bulletin. 2005. Vol. 26.
  5. Мангейм К. Консервативная мысль // Социологические исследования. 1993. № 1.
  6. Кольридж С.Т. Biographia Literaria // Кольридж С.T. Избранные труды. М.: Искусство, 1987.
  7. Gregory A.P.R. Coleridge and the Conservative Imagination. Macon, Ga.: Mercer University Press, 2003.
  8. Элиот Т.С. Вордсворт и Кольридж // Элиот Т.С. Назначение поэзии. Статьи о литературе. Киев: AirLand, 1996.
  9. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М.: Языки русской культуры, 1999.
  10. Scruton R. Modern Culture. London: Continuum, 2005.
  11. Нарский И.С. Давид Юм. М., Мысль, 1973.
  12. Берк Э. Из «Записной книжки» Э. Берка // Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.
  13. Юм Д. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1996.
  14. Scruton R. The Uses of Pessimism: and the Danger of False Hope. Oxford: Oxford University Press, 2013.
  15. Джеймисон Ф. Политика утопии // Художественный журнал. 2011. № 84. Дата обращения: 27.06.2017. Доступ по ссылке: http://moscowartmagazine.com/issue/13/article/173.
  16. Элиот Т.С. Традиция и индивидуальный талант // Элиот Т.С. Бесплодная земля. М.: Ладомир: Наука, 2014.
  17. Scruton R. Fools, Frauds and Firebrands: Thinkers of the New Left. New York: Bloomsbury, 2015.

© Глазков Н.С., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах