Аристотель о взаимоотношениях логики и онтологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Аристотель был не только основателем логики, но и онтологии, которую он описывает в «Метафизике» и «Категориях» как учение об общих свойствах всех сущностей и категориальных аспектах, в которых они могут быть анализированы. В то же время считается, что Аристотель оставил нам в наследство не одну, но две разных логики: раннюю диалектическую logoi «Топики» и формальную силлогистическую логику «Первой Аналитики», более позднюю, которая рассматривает логику таким же образом, как современная символическая логика. Согласно Ю. Бохеньскому, символическая логика является «теорией общих объектов» (по удачному выражению, «физикой предмета вообще»), так что у логики, как ее сейчас понимают, предмет тот же, что и у онтологии. Но считал ли сам Аристотель, что онтология, как это принято говорить сегодня, является разновидностью «пролегомена» к логике?

Об авторах

В Л Васюков

Институт философии РАН

Email: vasyukov4@gmail.com
109240, Москва, Россия, Гончарная ул., д. 12/1

Список литературы

  1. Aristotle. The Organon: Posterior Analytics. Topica. Vol. 2. London: William Heinemann ltd.; Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press; 1960. 755 p.
  2. Aristotle. Prior Analytics. The Complete Works of Aristotle. The revised Oxford translation / J. Barnes (ed.), Vol. 1. Princeton, N.J.: Princeton University Press; 1991.
  3. Hintikka J. Analyses of Aristotle. New York, Boston, Dordrecht, London, Moscow: Kluwer Academic Publishers; 2004. 238 p.
  4. Bochenski JM. Logic and Ontology. Philosophy East and West. 24 (3) (Jul., 1974). P. 275-292.
  5. Wolff Ch. Preliminary discourse on philosophy in general (1728). Indianapolis & New York: The Bobbs-Merrill Company Inc., 1963.
  6. Owens J. Is There any Ontology in Aristotle? Dialogue. Canadian Philosophical Review. 1986; 25. P. 697-707.
  7. Leszi W. Aristotle’s Conception of Ontology. Padua, 1975.
  8. Lukasiewicz J. Aristotle’s Syllogistic from the Standpoint of Modern Formal Logic. 2nd ed. Oxford: Clarendon Press, 1957.
  9. Corcoran J. The Founding of Logic: Modern Interpretations of Aristotle’s Logic. Ancient Philosophy. 1994; 14. pp. 9-24.
  10. Russell B. Introduction to Mathematical Philosophy (1919). New York: Dover Publications, 1991. 208 p.
  11. van Heijenoort J. Logic as Calculus and Logic as Language. Synthese. 1967; 17. P. 324-330.
  12. Shapiro S. Categories, Structures, and the Frege-Hilbert Controversy: the Status of Meta-Mathematics. Philosophia Mathematica. 2005; 13(1). P. 61-77.
  13. Hintikka J. Hilbert Vindicated? Synthese. 1997; 110. P. 15-36.
  14. Peckhaus V. Calculus Ratiocinator vs. Characteristica Universalis? The Two Traditions in Logic, Revisited. History and Philosophy of Logic. 2004; 25(1). P. 3-14.
  15. Corcoran J. The Founding of Logic: Modern Interpretations of Aristotle’s Logic. Ancient Philosophy. 1994; 14. P. 9-24.
  16. Corcoran J. et al. The Contemporary Relevance of Ancient Logical Theory. The Philosophical Quaterly. 1982; 32(126). P. 76-86.
  17. Frege G. Review of E.G. Husserl, Philosophy of Arithmetic I.B. McGuinness (Ed.), Gottlob Frege: Collected Papers on Mathematics, Logic, and Philosophy. Oxford: Basil Blackwell; 1994.
  18. Popper KR. The Objective Knowledge: An Evolutionary Approach. Oxford: Clarendon Press; 1972.
  19. Burnyeat M. A Map of Metaphysics Zeta. Pittsburgh: Mathesis Publications; 2001.
  20. Weigelt Ch. The relation between logic and ontology in the Metaphysics. The Review of Metaphysics. 2007; 60 (issue 3 ). P. 507-542.

© Васюков В.Л., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах