Сущее как интенциональный объект мышления и «единство сущего» у Парменида

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предлагается интерпретация фрагмента поэмы Парменида, в котором обосновывается неделимость сущего. Показывается, что имеются основания для трактовки «сущего» у Парменида как внутреннего объекта мышления, который задается только весь сразу, полностью, всеми характеристиками, которые приписываются ему в акте мышления мыслящего субъекта. Тем самым мы разрабатываем трактовку сущего у Парменида, предложенную Дж. Баррингтоном. Показывается также, что Парменид мог подразумевать в Пути мнения , что постигаемые объекты различаются, если и только если они могут постигаться отдельно друг от друга. Предлагается формализация этих допущений Парменида об объектах мышления, с использованием Теории абстрактных объектов Б. Лински и Э. Залты. Демонстрируется, каким образом эти формализованные допущения влекут тезис Парменида о «неделимости» сущего, который мы трактуем как невозможность различить пропозиции, задающие внутренний объект мышления, или различить свойства, приписываемые внутреннему объекту мышления. Также мы указываем на то, в каких отношениях наша интерпретация сходна с «предикационным монизмом», приписываемым Пармениду П. Кёрд, и в каких отличается от него.

Об авторах

Игорь Владимирович Берестов

Институт философии и права СО РАН

Email: berestoviv@yandex.ru
Сектор истории философии; Кафедра гносеологии и истории философии философского факультета Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, Россия, 630090

Список литературы

  1. Берестов И.В. Внутренние объекты мышления у Парменида и Платона // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Философия». 2014. Т. 12. Вып. 4. С. 86-98.
  2. Берестов И.В. Принцип «неразличимости тождественных» в парменидовском обосновании немыслимости множественности и различий в сущем // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Философия». 2011. Т. 9. Вып. 3. С. 135-144.
  3. Вольф М.Н. Стандартная англоязычная интерпретация Парменида // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Философия». 2009. Т. 7. Вып. 2. С. 96-105.
  4. Фреге Г. Логические исследования // Логико-философские труды / Пер. с англ., нем., франц. В.А. Суровцева. Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2008. С. 27-124.
  5. Barnes J. The Presocratic Philosophers. New York: Routledge, 1982. xiii + 601 p. (Series “The Arguments of the Philosophers”).
  6. Barrington J. Parmenides’ «The way of Truth» // Journal of the History of Philosophy. 1973. Vol. 11. P. 287-298.
  7. Curd P. The Legacy of Parmenides: Eleatic Monism and Later Presocratic Thought. Las Vegas: Parmenides Publishing, 2004. xxxix + 280 p.
  8. Die Fragmente der Vorsokratiker / Diels H., Kranz W., ed. (=DK). Griechisch und Deutsch H. Diels; elfte Auflage herausgegeben W. Kranz. Bd I. Zürich, Berlin: Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, 1964.
  9. Ketchum R. A Note on Barnes’ Parmenides // Phronesis. 1993. Vol. 38. No. 1. P. 95-97.
  10. Lewis F. Parmenides’ Modal Fallacy // Phronesis. 2009. Vol. 54. No. 1. P. 1-8.
  11. Linsky B., Zalta E.N. Naturalized Platonism versus Platonized Naturalism // The Journal of Philosophy. 1995. Vol. 92. No. 10. Р. 525-555.
  12. Mourelatos A.P. D. The Route of Parmenides. Las Vegas, Zürich, Athens: Parmenides Publishing, 2008. P. i-l; 1-408.
  13. Owen G.E.L. Eleatic Questions // Logic, Science, and Dialectic: Collected Papers in Greek Philosophy / Ed. by M. Nussbaum. Ithaca: Cornell University Press, 1986. P. 3-26.
  14. Zalta E.N. Twenty-Five Basic Theorems in Situation and World Theory // Journal of Philosophical Logic. 1993. Vol. 22. No. 4. P. 385-428.

© Берестов И.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах