«Русская идея» Ф.М. Достоевского: от почвенничества к универсализму

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрываются основные черты творчества Ф.М. Достоевского, его значимость для отечественной и мировой философии. Анализируется понятие «русской идеи», впервые введенного писателем и ставшего предметом изучения в последующей истории русской философии. Вскрывается полемика, возникшая по поводу характеристики почвенничества Достоевского и трактовки им русской идеи в «Очерке о Пушкине» и последующих комментариев в «Дневнике писателя». Автор приходит к выводу, что писатель преодолевает ограниченность почвеннической идеологии, восходя к универсализму. Всечеловеческое у него носит не безродный космополитический характер, а рождается из расцвета национального. Вместе с тем оно не является механическим набором определенных идей или произведений, но представляет сущность каждого из них. Многообразие украшает истину, а национальное разнообразие - человечество. Действительное единство народов не в лозунгах и идеологиях, оно обретается созиданием общих духовных ценностей. Всечеловеческое в этой трактовке, по своей сути и в своей истине, не может противоречить национальному, так как является высшим его расцветом. Лишь развивая национальную культуру, можно приблизиться к всечеловеческому, и это единственно реальное и содержательное его раскрытие, к которому и шла философская мысль в России в лице Достоевского. Истина не в беспочвенном космополитизме, и не в национализме, ее «золотую середину», на наш взгляд, и стремился выразить писатель-мыслитель.

Об авторах

Сергей Анатольевич Нижников

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: nizhnikov_sa@rudn.ru

доктор философских наук, профессор, кафедра истории философии

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6

Список литературы

  1. Маслин М.А. Единство и многообразие русской философии // Русская философия: Энциклопедия / Под общей ред. М.А. Маслина. М. : Терра-Книговек, 2014.
  2. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М. : Республика, 1994. С. 154—350.
  3. Chistyakova O.V. Religious Anthropology of Eastern (Greek-Byzantine) Patristics // European Journal of Science and Theology. December 2019. Vol. 15. № 6. P. 145—155.
  4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л. : Наука, 1972—1990.
  5. Шмеман А. Духовные судьбы России // Основы русской культуры. М. : Изд-во ПСТГУ, 2017.
  6. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск : Изд-во «Водолей», 1996.
  7. Флоровский Г.В. Блаженство страждущей любви // Из прошлого русской мысли. М. : 1998.
  8. Громов М.Н. Типология русской философии // История философии. М. : Феноменология-Герменевтика, 2001. С. 10—43.
  9. Бердяев Н.А. Духи русской революции // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 55—89.
  10. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб. : Академический проект, 2001.
  11. Захаров В.Н. Христианский реализм в русской литературе // Евангельский текст в русской литературе XVIII — XX веков.. Вып. 3. Петрозаводск : изд-во Петроз. Ун-та, 2001. С. 5—20.
  12. Богданова О.А. Под созвездием Достоевского. М. : Изд-во Кулагиной, 2008.
  13. Зеньковский В.В. Критика европейской культуры у русских мыслителей // Русские мыслители и Европа. М. : Республика, 1997.
  14. Семушкин А.В., Кирабаев Н.С. А.С. Пушкин и религия // А.С. Пушкин и восременность (к 200-летию со дня рождения поэта): Доклады и сообщения. М. : Изд-во РУДН, 1999. С. 8—11.
  15. Сербиненко В.В. Ф.М. Достоевский о метафизике национального бытия // А.С. Пушкин и современность. М., 1999. С. 30—34.
  16. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М. : Соратник, 1995.

© Нижников С.А., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах