Гендерные особенности формирования целенаправленного поведения человека при воспроизведении зрительных образов с различной результативностью

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению гендерных особенностей формирования системной организации целенаправленного поведения человека при воспроизведении зрительных образов. Исследовалась роль обратной связи о результатах деятельности в формировании различной успешности целенаправленного поведения испытуемых разного пола, с отличающимися личностными психодинамическими свойствами при воспроизведении ими зрительных образов. В работе показано, что при обогащении каналов обратной связи о результатах деятельности у испытуемых различного пола формируется новая организация целенаправленного поведения, отражающаяся в определенной конфигурации корреляционных взаимосвязей между показателями математического анализа ритма сердца и статистическими характеристиками целенаправленной деятельности при воспроизведении зрительных образов. Одной из возможных причин перестройки целенаправленной деятельности у испытуемых, разделенных на группы по половому признаку, является определенная комбинация их психодинамических характеристик.

Об авторах

М. А. Меркулова

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Автор, ответственный за переписку.
Email: akulina_mariya@mail.ru
SPIN-код: 2765-7488
Рязань, Россия

М. В. Акулина

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: akulina_mariya@mail.ru
SPIN-код: 4624-5920
Рязань, Россия

М. М. Лапкин

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова

Email: akulina_mariya@mail.ru
SPIN-код: 5744-5369
Рязань, Россия

Список литературы

  1. Бердичевская Е.М., Гронская А.С. Функциональные асимметрии и спорт // Руководство по функциональной межполушарной асимметрии. М.: Научный мир, 2009.
  2. Джебраилова Т.Д., Коробейникова И.И., Дудник Е.Н., Н.А. Каратыгин Вегетативные корреляты индивидуальных различий временных параметров и результативность интеллектуальной деятельности человека // Физиология человека. 2013. Т. 39. № 1. С. 94-102.
  3. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2011.
  4. Меркулова М.А., Лапкин М.М., Трутнева Е.А., Акулина М.В. Обратная связь как фактор формирования системной организации целенаправленного поведения при воспроизведении зрительных образов испытуемыми с различными свойствами ЦНС // Вестник ВолгГМУ. 2018. 2 (66). С. 116-121.
  5. Москвина Н.В., Москвин В.А. Леворукость в спорте высших достижений // Спортивный психолог. 2010. Т. 20. № 2. С. 25-29.
  6. Фудин Н.А., Вагин Ю.Е. Анализ спортивной деятельности с позиции теории функциональных систем // Сеченовский вестник. 2016. № 3. С. 34-45.
  7. Бердников Д.В., Бобынцев И.И. Взаимосвязь саморегуляции функциональных систем восприятия и свойств темперамента в процессе адаптации // Вестник ВолгГМУ. 2011. № 4. С. 80-83.
  8. Меркулова М.А., Лапкин М.М., Куликова Н.А. Взаимосвязь между индивидуальными особенностями нервной системы человека и результативностью воспроизведения зрительных образов // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. № 1. С. 52-61.
  9. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: руководство для врачей и клинических психологов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.
  11. Меделяновский А.Н. Функциональные системы, обеспечивающие гомеостаз // Функциональные системы организма. М.: Медицина, 1987. С. 77-103.
  12. Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального состояния организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук. 2006. Т. 37. № 3. С. 42-57.
  13. Зорин Р.А., Медведева Ю.И., Курепина И.С., Лапкин М.М., Жаднов В.А. Вегетативное обеспечение целенаправленной деятельности и ее результативность у практически здоровых лиц // Наука молодых. Eruditio Juvenium. 2019. Т. 7. № 1. С. 38-45.
  14. Miller G.A. The magical number seven, plus or minus two; some limits on our capacity for processing information // Psychological Review. 1956. Р. 63, 81-97.
  15. Вольф Н.В., Тарасова И.В., Разумникова О.М. Половые различия в изменениях когерентности биопотенциалов коры мозга при образном творческом мышлении: связь с эффективностью деятельности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2009. Т. 59. № 4. С. 429-436.
  16. Roberts J.E., Bell M.A. The effects of age and sex on mental rotation performance, verbal performance, and brain electrical activity // Dev. Psychobi. 2002. Vol. 40. P. 1-18.
  17. Лапкин М.М., Яковлева Н.В., Прошляков В.Д. Исследование психологических и физиологических детерминант успешности обучения студентов в медицинском вузе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 75-83.

© Меркулова М.А., Акулина М.В., Лапкин М.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах