ПРИОРИТЕТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ВРАЧА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ ЖИЗНИ И РЕШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Целью исследования явилось изучение приоритетной направленности личности молодого врача на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач. Методика. Приоритетная направленность личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач в качестве составляющей профессиональной социализации молодых врачей определялась нами при помощи психодиагностической методики «Мотивации в профессиональной деятельности», разработанной Б. Бассом. Данная методика позволяет построить личностный профиль обследуемого, опирающийся на три шкалы, характеризующие уровень направленности личности: на «дело», на «себя» и на «общение». К числу молодых врачей с приоритетной направленностью личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач были отнесены обследованные, в личностном профиле которых уровень направленности «на дело» был самым высоким и при этом превосходил уровень наибольшей из двух оставшихся направленностей не менее, чем на 10%. Процентное соотношение лиц с приоритетной направленностью личности на «дело» составило 35,0%, лиц с приоритетной направленностью на «себя» - 41,0%, на «общение» - 24,0%. Объектом исследования являлись 600 молодых врачей Тверской области в возрасте до 35 лет со стажем работы по специальности от 1 года. Всего было проанализировано влияние 141 фактора путем сопоставления распределения по их градациям в основной и контрольной группах. Достоверность различий между распределениями оценивалась путем расчета и верификации χ2. Наличие достоверного χ2 (p < 0,05) позволяло считать влияние соответствующего фактора статистически достоверным. Для оценки силы влияния факторов применялся коэффициент взаимной сопряженности Чупрова (К). Результаты. Формированию направленности личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач по градациям репрезентативных факторов условий и образа жизни способствует: высокий уровень здоровья и активное стремление к здоровому образу жизни; относительно низкий уровень потребления спиртных напитков; относительно высокий уровень оплаты труда; наличие официальных документов морального стимулирования (почетных грамот и благодарностей); факт работы в период обучения в медицинском ВУЗе; относительно благополучные семейным отношениям (уровень оценен как отличный, хороший); относительно высокий уровень взаимоотношений с коллегами (оценен как отличный, хороший). Данная приоритетная направленность личности также является результатом относительно высокой значимости для них в качестве факторов, мотивирующих к труду: гибкий рабочий график; количество достаточной информации о том, что происходит в медицинском учреждении; сложная и трудная работа. Приоритетная направленность личности на профессиональную сферу жизни и решение профессиональных задач молодых врачей в медицинской организации обуславливается доминированием такой терминальной ценности, как «физическое и психическое здоровье». Заключение. Сделан вывод, что большее значение для ее формирования имеют факторы условий и образа жизни молодых врачей.

Об авторах

С. М. Милехин

Тверской государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: serzh.milekhin@yandex.ru
SPIN-код: 6895-8703
Тверь, Россия

Д. П. Дербенев

Тверской государственный медицинский университет

Email: serzh.milekhin@yandex.ru
Тверь, Россия

Д. А. Орлов

Конаковская центральная районная больница

Email: serzh.milekhin@yandex.ru
Россия

Список литературы

  1. Москаленко В.Ф., Свинцицкий А.С., Цехмистер Я.В. Роль принципов врачебной этики в формировании молодого врача как личности // Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2010. Т. 12. № 8. С. 410-412.
  2. Стародубов В.И. Здоровье нации и система здравоохранения Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2005. № 11. С. 65-68.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
  4. Parle J.V., Ross N.M., Doe W.F. The medical care practioner: developing a physician assistant equivalent for the United Kingdom. Medical Journal of Australia, 2017, 185(1):13-17.
  5. Wrede S. Educatin generalists: flexibility and identity in auxiliary nursing in Finland // Kuhlmann E., Saks M. Rethinking governance, remaking professions: international directions in health care. Bristol, Policy Press, 2018: 127-140.
  6. Tackling health inequities: from concepts to practice. The experience of Västra Götaland - WHO Regional Office for Europe. Copenhagen, 2014. 36 p. URL: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0004/ 256783/Tackling-health-inequities-from-concepts-to-practice-The-experience-of-Vastra-Gotaland.pdf.
  7. Strengthening people-centred health services delivery in the WHO European Region: concept note - WHO Regional Office for Europe. Copenhagen, 2014. URL: http://www.euro.who.int/data/assets/pdf_file/0005/258224/ Strengthening-people-centred-health-services-delivery-in-the-WHO-European-Region-concept-note.pdf.
  8. Niemi P. Medical students’ professional identity: selfreflection during the preclinical years // Medical Education 2017; 31(2):408-415.
  9. Borgstrom E., Cohn S., Barclay S. Medical Professionalism: Conflicting Values for Tomorrow’s Doctors // Intern Med. 2018; 22(1): 1330-1336.
  10. Mann K.V. Theoretical perspectives in medical education: past experience and future possibilities. Med Educ. 2017; 45(1): 60-68.
  11. Apker J., Eggly S. Communicating Professional Identity in Medical Socialization: Considering the Ideological Discourse of Morning Report // Qualitative Health Research 2016 (14): 411-429.
  12. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Леонов С.А. Кадровые ресурсы здравоохранения Российской Федерации: состояние, проблемы и основные тенденции развития // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. Т. 13. № 1. С. 2.
  13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: ПИТЕР, 2012.
  14. Barron F.B., Harrington D.M. Creativity, intelligence, and personality // Annual Review of Psychology. 1981. № 32. P. 439-476.
  15. Чирикова А.Е. Врачи как профессиональная группа: воспроизводство и поддержание врачебного профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2013. Т. 11. № 3. С. 307-320.
  16. Ladd J. Philosophy and the Moral Professions // Swazey J.P., Scher S.R., editors. Social Controls and the Medical Profession. Boston, Massachusetts: Oelgeschlager, 1985. P. 37-52.
  17. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Академия, 2007.
  18. Психология личности и образ жизни / под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1987.
  19. Ермолаева Ю.Н. Профессиональная социализация молодых медицинских работников // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 37-41.
  20. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007.

© Милехин С.М., Дербенев Д.П., Орлов Д.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах