АНАЛИЗ СИСТЕМНЫХ ПАРАМЕТРОВ ГЕМОДИНАМИКИ У СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП С УЧЕТОМ ТИПА АВТОНОМНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведен анализ динамики частоты сердечных сокращений и компонентов артериального давления у студентов пяти этнических групп - арабской, индийской, африканской, латино-американской и русской с учетом наиболее характерных для них типов автономной регуляции сердечного ритма (СР). Установлен посредственный уровень тренированности сердечно-сосудистой системы у русских и арабских студентов с умеренным преобладанием автономной регуляции сердечного ритма (УПАР СР) как в начале (1 этап), так и в конце (2 этап) учебного года, у индийских и латино-американских с УПАР и выраженным преобладанием автономной регуляции (ВПАР) сердечного ритма на 1-м этапе; африканских с УПАР СР на 2-м этапе. У остальных студентов выявлен хороший уровень тренированности сердечно-сосудистой системы. Высокие против нормы значения систолического давления указывают на дезадаптивное состояние арабских и африканских студентов на обоих этапах, индийских с умеренным преобладанием автономной регуляции на 2-м этапе. Повышенное пульсовое давление (ПД) у русских студентов на 2-м этапе - с выраженным преобладанием автономной регуляции; у арабских, латино-американских, африканских студентов на обоих этапах отмечается снижение функциональных возможностей миокарда на фоне диастолического утомления и дезадаптации к условиям относительного физиологического покоя. В условиях относительного физиологического покоя высокие против нормы значения артериального давления систолического (АДС) указывают на дезадаптивное состояние групп арабских и африканских студентов на обоих этапах, индийских с УПАР на 2-м этапе. Высокое ПД у всех подгрупп арабских, африканских и латино-американских студентов на 2-м этапе с ВПАР и у остальных подгрупп с УПАР и ВПАР СР являются объективными показателями диастолического утомления миокарда, снижения его функциональных возможностей и проявления дезадаптации в условиях относительного физиологического покоя.

Об авторах

М. Я.И. Аль-Шаммари

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Chernyavskikh@bsu.edu.ru
Белгород, Россия

Т. А. Погребняк

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: Chernyavskikh@bsu.edu.ru
Белгород, Россия

С. Д. Чернявских

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: Chernyavskikh@bsu.edu.ru
Белгород, Россия

И. И. Горбунова

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Email: Chernyavskikh@bsu.edu.ru
Белгород, Россия

Список литературы

  1. Осадчая Е.А., Петрова Р.Ф. Учебный стресс как показатель степени эмоционального напряжения организма студентов в процессе адаптации к вузу // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. 2009. № 4. С. 40-49.
  2. Панина А.И., Колмакова Т.С. Показатели сердечно-сосудистой системы студентов из стран Дальнего Зарубежья при адаптации к условиям обучения в российском вузе // Молодой ученый. 2013. № 2. С. 441-443.
  3. Трифонова Т.А., Мищенко Н.В., Климов И.А. Оценка адаптационного состояния студентов: монография. Владимир: Изд-во ООО «Аркаим», 2016. 94 с.
  4. Аль-Шаммари М.Я.И., Погребняк Т.А. Сравнительный анализ адаптации системы кровообращения у иностранных студентов в физиологических условиях // Научный результат. Серия «Физиология». 2015. № 1 (3). С. 48-55.
  5. Кондратьев М.Н., Ишекова Н.И. Физическое состояние российских и индийских студентов, обучающихся в медицинском вузе // Экология человека. 2012. № 1. С. 23-28.
  6. Самаров В.В. Особенности адаптации студентов подготовительного отделения из стран юго-восточной Азии и Африки к процессу обучения в высшей школе: автореф. дис.. канд. биол. наук. Астрахань. 2014. 22 с.
  7. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс, 2000. С. 115-148.
  8. Шаханова А.В., Челышкова Т.В., Хасанова Н.Н. Функциональные и адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы студентов в динамике обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 9. С. 57-67.
  9. Капелько В.И. Насосная функция сердца и ее регуляция // Современный курс классической физиологии (избранные лекции) / Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. М.: ГЭОТАР, 2007. С. 263-295.
  10. Кошелев В.Б. Механизмы регуляции артериального давления // Избранные лекции по современной физиологии / под ред. М.А. Островского и А.Л. Зефирова. 2009. С. 178-179.
  11. Покровский В.М. Формирование ритма сердца в организме человека и животных. Краснодар: Кубань-книга, 2007. 144 с.
  12. Шлык Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. Ижевск: Изд-во Удмуртский университет, 2009. 255 с.
  13. Ткаченко Б.И. Системная гемодинамика / Избранные лекции по современной физиологии / под ред. М.А. Островского и А.Л. Зефирова. Арт-Кафе, 2009. С. 138-139.
  14. Хурса Р.В. Пульсовое давление крови: роль в гемодинамике и прикладные возможности в функциональной диагностике // Медицинские новости. 2013. № 4. С. 13-19.
  15. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения. Иваново, 2000. 200 с.
  16. Шлык Н.И, Зуфарова Э.И. Нормативы показателей вариабельности сердечного ритма у исследуемых 16-21 года с разными преобладающими типами вегетативной регуляции // Вестник Удмурдского университета. 2013. Вып. 4. С. 97-105.
  17. Национальные клинические рекомендации / Р.Г. Оганов, М.Н. Мамедов. М., 2009. С. 12-13.
  18. Синяков А.Ф. Секреты бодрости и здоровья. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 464 с.
  19. Гречишкина С.С. Влияние спортивных физических нагрузок на регуляторно-адаптивные возможности кардиореспираторной системы организма студентов: автореф. дис.. канд. биол. наук. Майкоп, 2012. 29 с.
  20. Спицина Т.А., Спицин А.П. Сердечный ритм и центральная гемодинамика у лиц молодого возраста с мягкой артериальной гипертензией [Электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2010. № 21. Режим доступа: http://www.museum.ru/.
  21. Наумова В.В., Земцева Е.С. Показатели кровообращения и вариабельности сердечного ритма при трех типах гемодинамики в юношеском возрасте // Вестник Российской АМН. 2008. № 3. С. 6-9.
  22. Еремеев В.С. Механизмы формирования уровня артериального давления (симпатическая нервная система и гуморальные факторы): автореф. дисс.. докт. мед. наук. СПб., 1996. 39 с.

© Аль-Шаммари М.Я., Погребняк Т.А., Чернявских С.Д., Горбунова И.И., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах