Сравнительный анализ психоэмоциональной и когнитивной сферы младших школьников, проживающих на территории Москвы с отличающимися средовыми условиями

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В работе представлен сравнительный анализ психоэмоциональной и умственной деятельности младших школьников, проживающих на территории Москвы с отличающимися средовыми условиями. Исследование были проведены на выборке 206 младших школьников (учеников первого класса), возраста 7,8-8,9 лет, которые обучались в начальных школах, расположенных в разных районах столичного мегаполиса - Юго-Западный административный округ (ЮЗАО) и Юго-Восточный административный округ (ЮВАО). В зависимости от средовых условий (экологических и социальных) испытуемые были разделены на 4 подгруппы. Первая подгруппа Э1 (Э-, С-) школьников находилась под влиянием негативных факторов социальной (низкий социально-экономический статус семьи, неполные семьи, негармоничные родительски-детские отношения) и экологической среды (атмосферное загрязнение, шум, промышленные зоны). Вторая подгруппа Э2 (Э-, С+) учеников жила в экологически неблагоприятной и благоприятной социальной среде (высокий социально-экономический статус семьи, полные семьи, гармоничные родительски-детские отношения). Третья подгруппа Э3 (Э+, С-) школьников жила в экологически благоприятной и неблагоприятной социальной среде. Четвертая группа учеников, условно обозначенная нами как контроль К (Э+, С+), жила в благоприятной экологической (отсутствие промышленных зон, наличие лесопарковой зоны) и социальной среде. Наше исследование показало, что в столичном районе (ЮВАО), где действие неблагоприятной физической среды имеет более сильный, выраженный характер, чем социальная среда, психо-эмоциональное состояние, когнитивное развитие и течение адаптационных процессов младших школьников проходит с перенапряжением функциональных систем. Как следствие этих воздействий в неблагополучном по средовым условиям ЮВАО уровень заболеваемости детей был выше, чем в благоприятном ЮЗАО.

Об авторах

Виктор Васильевич Глебов

Российский университет дружбы народов

Email: vg44@mail.ru
Москва, Россия

Сергей Антонович Шастун

Российский университет дружбы народов

Email: sshastun@mail.ru
Москва, Россия

Татьяна Анатольевна Трифонова

Владимирский государственный университет

Email: tatrifon@mail.ru
Владимир, Россия

Список литературы

  1. Антропова М.В., Соколова Н.В. Умственная работоспособность учащихся 1-4-х классов, проживающих в экстремальных климатических условиях // Гигиена и санитария. 1996. № 5. С. 17-20.
  2. Аракелов Г.Г., Лысенко Н.Е., Шотт Е.К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2.
  3. Ахутина Т.В. и др. Нейропсихологическое обследование детей 5-9 лет. М.: Изд-во МГППУ, 2007.
  4. Глебов В.В., Михайличенко К.Ю., Чижов А.Я. Динамика загрязнения атмосферы столичного мегаполиса // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». 2012. № 2 (10). С. 59-67.
  5. Глебов В.В., Михайличенко К.Ю., Чижов А.Я. Психофизиологическая адаптация популяции человека к условиям мегаполиса: монография. М.: РУДН, 2013.
  6. Говорин Н.В., Злова Т.П., Ахметова В.В., Морозова И.Л., Элизбарян Е.Г. Нейрофизиологические и нейропсихологические параметры при лечении экологообусловленных когнитивных расстройств у детей // Неврологический вестник. 2007. Т. XXXIX. Вып. 4. С. 25-29.
  7. Даначева М.Н., Назаров В.А., Глебов В.В. Влияние экологических и гигиенических факторов на психофизиологическое состояние школьников в условиях мегаполиса // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6(1). С. 90-92.
  8. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002. С. 19-28.
  9. Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 4. С. 4-11.
  10. Лавер Б.И., Глебов В.В. Уровень здоровья и физического здоровья учащихся школ в условиях разного экологического состояния территории Москвы // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013. № 5. С. 68-73.
  11. Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., 1997. С. 29.
  12. Михайлова О.П. Умственная работоспособность младших школьников, проживающих в условиях экологического неблагополучия, и пути ее оптимизации: дисс.. канд. психол. наук. Иркутск: ИГПУ, 2007.
  13. Мороз М.П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: Методическое руководство. СПб.: Иматон, 2007.
  14. Назаров В.А, Глебов В.В., Марьяновский А.А. Динамика информационных нагрузок в школе и психофункциональное развитие детей столичного мегаполиса // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2012. № 5. С. 24-27.
  15. Назаров А.В., Глебов В.В., Чижов А.Я. Мониторинг социально-психологической адаптации популяции школьников в условиях крупного города (на примере Москвы) // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № 3. С. 166-168.
  16. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. М., 1969.
  17. Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 9-20.
  18. Сараева Н.М. Интеллектуальное развитие детей в регионе экологического неблагополучия // Cовременные наукоемкие технологии. 2005. № 10. С. 28-30.
  19. Сараева Н.М., Дьячкова Н.М., Ежевская Т.И., Суханов А.А. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 73-88.
  20. Сидельникова Н.Ю., Глебов В.В., Радыш И.В. Сравнительный анализ умственной работоспособности и интеллекта детей младшего школьного возраста, проживающих в разных средовых условиях столичного мегаполиса // Технология живых систем. 2015. № 3. С. 13-17.
  21. Эпидемиология психических расстройств у детей и подростков в зонах экологического неблагополучия: пособие для врачей / Н.В. Говорин, Т.П. Злова, Н.К. Сухотина [и др.]. Чита: ИИЦ ЧГМА, 2003.
  22. Яблоков А.В. Окружающая среда и здоровье москвичей (Москве нужна другая экологическая политика). М., 2009.
  23. Glebov V.V., Arakelov G.G. Level of Schoolboys’ Psychophysiological Adaptation Process in Metropolis Megapolis // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Vol. 146, 25 August 2014. P. 226-232.

© Глебов В.В., Шастун С.А., Трифонова Т.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах