Том 22, № 2 (2017)

Литературоведение

ПРЕМЬЕРА «ТАТЬЯНЫ РЕПИНОЙ» А.П. ЧЕХОВА В ТЕАТРЕ ПОЭТОВ ДЖАДСОНА

Спачиль О.В.

Аннотация

В статье на основании архивных материалов, собранных в библиотеке университета Нью Йорка, интервью автора с участницей спектакля актрисой Эсси Борден, впервые изложена полная история постановки одноактной драмы А.П. Чехова «Татьяна Репина» в Театре поэтов мемориальной церкви Джадсона в Нью Йорке, США. Постановку осуществил преподобный Ал Кармайнз, стоявший в 70-90-е годы ХХ века во главе движения офф-офф Бродвей. Пере-вод Джона Рейсина, наряду с его многолетним научным исследованием истории создания и постановок «Татьяны Репиной» А.С. Суворина и А.П. Чехова, сделали возможным появление сценического варианта пьесы в англоязычной аудитории. Полный обзор рецензий на спек-такль, появившихся в прессе, позволяет сделать вывод о том, что постановка получила высо-кую оценку современников как экспериментальный спектакль группы энтузиастов, но не вызвала интереса режиссеров больших театров. Тематика и проблематика пьесы оказались не созвучными для основной зрительской аудитории, коммерческого успеха спектаклю иметь не мог, премьерный показ так и остался по сей день единственным в США. Между тем пьеса имеет очень важное значение не только для понимания творческого диалога между А.П. Че-ховым и А.С. Сувориным, но и для раскрытия основных моментов новаторского подхода Чехова к драматургии.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):203-212
pages 203-212 views

«Мне важен не человек, а его отношение к Тайне» (Символизм раннего Андрея Белого: теургия и этика художника)

Сарычев В.А.

Аннотация

Анализируется процесс формирования эстетики символизма в творчестве А. Белого - идеолога кружка «аргонавтов». Исследование базируется на материале его ранних теоретиче-ских публикаций, воспоминаний современников, мемуаристике самого Белого, в которой он не только восстанавливает атмосферу эсхатологических надежд московских соловьевцев на «конец всемирной истории» и перерождение человека, но и подвергает идеи «начала века» неизбежной и горькой корректировке. Подчеркивая, что обнаруженная Белым «антиномия между личной жизнью и жизнью в идеях» оказалась для него непреодолимой (разрыв отно-шений поэта с Н.И. Петровской), автор статьи в отличие от своих предшественников не сни-мает за это вины ни с Белого-человека, ни с Белого-теоретика теургического символизма.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):213-227
pages 213-227 views

ИСТОРИОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ М.А. ВОЛОШИНА

Мельников Е.С.

Аннотация

В статье рассматриваются историософские взгляды М.А. Волошина на пути развития Рос-сии и судьбу человечества в целом. Заметный отпечаток на формирование этих взглядов на-ложил исторический период, в который жил сам Максимилиан Волошин. Первая мировая война, террор, большевицкая революция - все это нашло свое отражение как в поэзии, так и в публицистике автора. Не менее важно и то, что в эти годы Волошин все чаще обращается к произведениям Ф.М. Достоевского - другого мыслителя, ставившего вопрос о печальном будущем России в период революций и войн. Точки пересечения между историософскими поисками обоих мыслителей также получают детальное рассмотрение в тексте статьи.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):228-236
pages 228-236 views

Опыт эпопеи в современной прозе. Эпическое и историческое в тетралогии Андрея Волоса «Судные дни»

Мескин В.А.

Аннотация

В статье анализируется содержание и форма недавно опубликованной работы известного прозаика А. Волоса. Четыре относительно автономных романа, объединенных описанием драматических судеб одних и тех же героев, а главное - принципом историзма, заложенным в основание повествования, автор статьи рассматривает в единстве как положительный опыт в жанре эпопеи в современной российской словесности. Значительное внимание уделяется композиции произведения, психологизму, работе писателя со словом. Рассуждения и выводы подтверждаются ссылками на мнения критиков, на суждение писателя о своем творчестве.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):237-245
pages 237-245 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РОМАН В РУССКОЙ ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Мескин В.А., Золотухина А.В.

Аннотация

В статье анализируются формально-содержательные компоненты «педагогических» рома-нов в русской литературе ХХ века - «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Педа-гогическая поэма» А. Макаренко, «Школа им. Достоевского» В. Сороки-Росинского. Автор указывает на скрытый диалог названных писателей, с необходимостью совершает экскурсы в более отдаленное прошлое словесности, в историю возникновения и развития педагогиче-ской науки, рассуждает о причинах и формах взаимовлияния педагогики и литературы для детей. Выявляются субъективные и объективные предпосылки формирования различных авторских эстетико-педагогических концепций.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):246-255
pages 246-255 views

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Зинурова Е.С.

Аннотация

В статье рассматриваются особенности проявления интертекстуальности в российской поэзии конца прошлого - начала текущего столетия. Статья предваряется кратким освеще-нием теоретического аспекта темы - природы интертекстуальности. В основной части автор выдвигает гипотезу об ощутимом присутствии диалогических связей современных поэтов с поэтами-классиками. В этом аспекте рассматриваются основные формы творческого взаи-модействия. На основе анализа лирики «новаторов» и «архаистов» в кругах поэтов рубежа XX-XXI столетий делается вывод о различии интертекстуальной поэтики в творчестве по-следователей классической и, условно говоря, модернистской манеры поэтического самовы-ражения. Рассуждения и выводы публикации основываются на критических и литературовед-ческих статьях последних лет, на творчестве как крупных, так и малоизвестных современных поэтов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):256-266
pages 256-266 views

АВТОРСКАЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ Г. ВЛАДИМОВА «ГЕНЕРАЛ И ЕГО АРМИЯ»

Чистяков А.В., Денисенко А.В.

Аннотация

В статье рассматривается позиция автора Г. Владимова в его романе «Генерал и его армия». Здесь он выходит на очень высокий уровень художественного осмысления жизни. Он хочет понять, на чем она (жизнь) стоит, что движет людьми, в чем причина побед и поражений и почему победа может оборачиваться поражением и наоборот. Автора романа интересуют во-просы общечеловеческого, исторического характера. Ориентация автора романа на народное мировосприятие находит выражение и на ином - собственно-эстетическом уровне. На про-тяжении всего повествования Владимов верен давно сформулированному им принципу: «Пер-восортная литература, когда не видишь, как это написано, а видишь, что происходит за строч-ками, о чем написано». Добиваясь изобразительной силы, писатель избегает иллюстратив-ности, авторитарности стиля. Подключение не только к литературной, но и к фольклорной, мифологической традиции в романе Владимова раздвигает рамки непосредственного изо-бражения. Не отступая от правды факта, писатель в то же время стремится уловить линии развития, которые подчеркиваются не непосредственными участниками событий - как бы велика ни была их власть над этими событиями, - а самой жизнью, находящей воплощение и в историческом движении, и в судьбах отдельных людей.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):267-273
pages 267-273 views

МАРГИНАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ В ПРОЗЕ Р. СЕНЧИНА

Пономарева Т.А.

Аннотация

В статье рассматривается тип маргинальной личности в романе Р. Сенчина «Ёлтышевы». Продолжая традиции русской классической литературы и «деревенской прозы», писатель об-ращается к теме «маленького человека» постсоветской России. В основе сюжета - распад дома и семьи, личности, маргинализация самой человеческой породы, значительной части общества. Герои романа утратили нравственные нормы традиционной цивилизации, а под-линная городская культура им чужда. Таким образом, Ёлтышевы оказываются маргиналами как в городе, так в деревне. Положение «вне культуры» привело их к гибели.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):274-281
pages 274-281 views

ОБРАЗ ИРИНЫ ТОМЧАК В КУБАНСКИХ ГЛАВАХ РОМАНА-ЭПОПЕИ «КРАСНОЕ КОЛЕСО» А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА

Би Ц.

Аннотация

В настоящее время изучению типологии женских персонажей в эпопее «Красное Колесо» уделяется недостаточное внимание. Художественный мир, созданный А.И. Солженицыным, характеризует не только мужественность и мужское начало; не менее важную роль играют женские образы, созданные писателем. Следование классической литературной традиции обнаруживается в определенных типах женских характеров.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):282-290
pages 282-290 views

ТВОРЧЕСТВО СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ПРОЗЫ (ПОВЕСТЬ «ЦИНКОВЫЕ МАЛЬЧИКИ»)

Гурска К.

Аннотация

Исследование посвящено вопросу о специфике художественно-документальной прозы известной писательницы. Для изучения вопроса важно понять, как менялось и каким было содержание понятия «документальная литература» на протяжении литературной истории, когда и в силу каких обстоятельств и причин возникает ее разновидность - «художественно-документальная литература». Не менее важным представляется выяснение роли и функции автора, или голоса автора в специфике жанра художественной-документальной прозы. В ста-тье анализируются взаимодействия художественного и документального элементов. Пред-метом анализа послужила книга Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». Выявлено, что творчество С. Алексиевич представляет собой уникальный пример использования «живого человеческого голоса» как документа времени.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):291-301
pages 291-301 views

ОТ ЗРИТЕЛЯ К ЧИТАТЕЛЮ: РЕФЛЕКСИЯ ЧТЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРГЕРИТ ДЮРАС

Шулятьева Д.В.

Аннотация

В статье рассматриваются литературные и кинематографические произведения М. Дюрас с точки зрения особенностей их восприятия, при котором зритель оказывается в положении читателя посредством моделирования процесса литературного чтения в кинематографических произведениях. Подобное моделирование становится возможным благодаря воспроизведению в кинематографе особенностей литературы как медиума. В результате, зритель фильмов Дю-рас как будто принуждается к рефлексии как литературного, так и кинематографического медиумов и оказывается в процессе постепенного дрейфования от зрительской к читательской инстанции.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):302-311
pages 302-311 views

Журналистика

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ И НОВЫЕ МЕДИА: ИГРОВОЙ ПОДХОД К КОММУНИКАЦИЯМ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Волкова И.И.

Аннотация

Автор статьи констатирует наличие проблемы контролируемого перехода во Всемирную сеть и виртуальное пространство пассивной аудитории, воспринимающей интернет-инфор-мацию по типу потребителей традиционных медиа. Предлагается сосредоточить внимание исследователей на феномене компьютерных игр, которые развивают способности пользова-телей Интернета к аналитическому мышлению и самостоятельной работе с информацией, формируют качество проактивности. В статье рассматривается актуальная для новых медиа классификация компьютерных игр: она базируется на вариантах активных действий, совер-шаемых игроками, что является инструментальным воплощением субъектно-субъектной мо-дели сетевой коммуникации.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):312-320
pages 312-320 views

ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ ИГРЫ «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Кемарская И.Н.

Аннотация

В статье исследуется природа формата популярной отечественной телеигры «Что? Где? Когда?». Акцент делается на зрительскую ориентированность драматургии программы, ха-рактерные для нее сценарные приемы, стилистические и жанровые особенности, способы привлечения и удержания внимания аудитории. Программа рассматривается как культурный феномен эпохи постмодерна, демонстрирующий вариативное воспроизводство базовой дра-матургической конструкции в каждом оригинальном выпуске.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):321-332
pages 321-332 views

ВОСПРИЯТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ МЕДИАПРИЕМОВ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Кузнецов И.С., Солдаткина Я.В.

Аннотация

Цель представленной статьи - анализ функционирования политических медиамемов, особенности их воздействия и восприятия аудиторией, их классификация и описание струк-туры виральных единиц. В ходе проведенного исследования авторы анализируют функцио-нирование и способы влияния медиамемов в российском сегменте интернета. Современные медиамемы имеют четкую структуру, позволяющую им активно реплицироваться в социальных медиа. Данная структура также позволяет исследователю классифицировать виральные еди-ницы для лучшего понимания принципов их функционирования и основного месседжа. Ав-торы приводят собственную классификацию политических медиамемов, подкрепляя акту-альными примерами последней президентской кампании в США. Успешные репликация и использование медиамемов в качестве инструмента воздействия на аудиторию могут зависеть от неврологических и психологических основ восприятия виральной информации. Сегодня политические медиамемы используются не только как единицы рекреативной сферы, но и как эффективный инструмент воздействия на аудиторию, пропаганды и политической аги-тации в ходе предвыборных кампаний.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):333-339
pages 333-339 views

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОЙ ГАЗЕТЫ В РОССИИ

Родионова Т.С.

Аннотация

Работа выявляет ряд основных закономерностей развития городских газет в России, ко-торые в основном начали возникать со второй половины XIX века. Автор приходит к выводу, что появление городской газеты было тесно связано со статусом сословий Российской импе-рии, и обобщает итоги своих исследований последних лет, связанных с изучением функций местной печати XIX - начала XX веков. Вслед за окончательным оформлением социального статуса городских сословий началось «собирание» местной аудитории и ускорение информа-ционного обмена. Проявились основные читательские интересы, впоследствии продолжившие свое развитие. Исследование дает возможность проследить тенденции газетного информиро-вания и коммуникации на фоне капитализации прессы и роста социальных запросов местной аудитории до начала XX века.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):340-351
pages 340-351 views

ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОНТЕНТА ГЛЯНЦЕВЫХ СМИ В ПРИЛОЖЕНИЯХ ДЛЯ СМАРТФОНОВ И ПЛАНШЕТОВ

Куценко В.В.

Аннотация

В настоящее время пристальное внимание россий ских и зарубежных исследователей уде-ляется теме распространения контента СМИ в цифровой среде. Процессы конвергенции и дигитализации ставят перед редакциями изданий новые задачи, главной из которых является построение единого коммуникативного пространства и создание единой информационной среды, в основе которой лежит интеграция различных форматов контента. Задача данной статьи состоит в проведении обзора наиболее значимых каналов распространения контента глянцевых СМИ в среде мобильных приложений. Значимым также представляется класси-фикация приложений c точки зрения технических, жанровых и коммуникативных особен-ностей, а также указание на преимущества и проблемы процесса дигитализации. В статье рассматриваются сходства и различия между различными форматами глянцевых СМИ, ана-лизируются тенденции их развития.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):352-360
pages 352-360 views

Рецензии. Обзоры

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО НА МАЛОМ ЭКРАНЕ

Широбоков А.Н., Барышников К.Б.

Аннотация

Статья посвящена возникновению жанра «специальный репортаж». Обсуждаются его исто-рия возникновения, место и роль на современном экране. Возникновение жанра связано с работами отечественных журналистов А.Г. Малкина, И.К. Беляева, М.Е. Голдовской, В. Ли-саковича, режиссера С. Говорухина. «Диффузия жанров» как основа возникновения «специ-ального репортажа» была вызвана попытками отразить на кино- и телевизионном экране огромные по историческим масштабам события 90-х годов ХХ века. Они просто «не умеща-лись» во временные рамки классического телерепортажа, и тематически не могли уложиться в старые схемы репортажа. Объем и важность событий требовали поиска новых форм изло-жения материала, которые бы сохранили напряженность репортажного повествования, по-зволяя при этом пристально всмотреться в происходящее и осмыслить глубину происходящих событий. Статья построена на анализе кино- и телефильмов 90-х годов прошлого века.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2017;22(2):361-367
pages 361-367 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах