Том 23, № 2 (2018)
- Год: 2018
- Статей: 10
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/issue/view/1081
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-2
Весь выпуск
Литературоведение
ИГРА КАК СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ МИРА В ПОЭЗИИ А.Н. ВЕРТИНСКОГО
Аннотация
В статье рассматривается репрезентация игрового начала в поэзии А.Н. Вертинского. Основное внимание уделено изучению пространственно-временных отношений в стихах разных лет. Соединение прошлого, настоящего и будущего в рамках одного стихотворения позволяет создать образ героя, охарактеризовать его личность, показать, как сложится его жизнь. Сон и реальность в творчестве поэта образуют единый мир, постоянно пересекаясь в жизни и судьбе героя. Происходящие и приснившиеся события воспринимаются как равноценные.
ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО М.А. ШОЛОХОВА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЦЕПЦИИ
Аннотация
В статье анализируются примеры обращения современных авторов к писательской биографии и произведениям классика русской литературы ХХ века М.А. Шолохова. Художественные принципы эпопейного повествования, свойственные прозе Шолохова, современной литературой не востребованы, шолоховские сюжеты адаптированы - акцент делается на семейно-бытовых и любовных линиях. Но при этом шолоховские аллюзии участвуют в создании исторического колорита, придавая достоверности литературным описаниям эпохи 1920- 1930-х годов, а интерес шолоховским героям и сюжетам коррелирует с общекультурным вниманием к переосмыслению советского прошлого.
ОБРАЗЫ СВЕТА И ТИШИНЫ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭПОПЕЕ ОЛЕГА ВОЛКОВА «ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ»
Аннотация
В статье рассматриваются выразительные особенности, характеризующие поэтическую палитру автобиографического повествования О.В. Волкова - «Погружение во тьму». Главный труд писателя, проведшего в сталинских лагерях около 30-ти лет жизни, до сих пор не исследован как литературно-художественный артефакт. Богатейший документально-архивный материал не просто воспроизводится, а своеобразно конденсируется автором в галерее ярких портретных, пейзажных - видимых и слышимых - образов. В специфической «литературной живописи» Олега Волкова именно образы света и тишины становятся важнейшими средствами трансцендентного расширения имманентных свойств авторского мировосприятия. Последовательность, в которой чередуются или сопрягаются образы света и тишины, определяет сверхструктурную, метафизическую архитектонику книги О. Волкова.
ТЕМА ВЛАСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЕВА: ОБРАЗЫ СТАЛИНА И НАПОЛЕОНА
Аннотация
В статье рассматривается тема власти в творчестве Александра Башлачева. Речь идет в первую очередь об образах «кровавых правителей»: Сталина и Наполеона. «Сталинский текст» реализован в цикле «Песни шепотом». В этих произведениях чувствуется влияние В. Высоцкого, от которого, вероятно, Башлачев и наследует свой антитоталитарный пафос. Для Башлачева феномен власти связан с темой смерти и инфернальным миром. Эта тенденция наиболее полно реализована в песне «Абсолютный вахтер», где Сталин представлен как часть обезличенной потусторонней силы, ее «постовое звено». Образ Наполеона рассматривается на материале песни «Грибоедовский вальс». Кроме того, в статье предлагается периодизация творчества Башлачева. Авторы выделяют пять этапов: ранние стихи, ранние песни, песни «русского цикла», «онтологический» этап и пятый этап, в центре которого - эксперименты с лексическими созвучиями и поиски в области этимологии. Третий («русский») этап более других наполнен лирическими размышлениями о сущности власти.
ПОНЯТИЯ «ИСТОРИЧЕСКОГО» И «НЕИСТОРИЧЕСКОГО» В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ РОМАНА «АВИАТОР» Е. ВОДОЛАЗКИНА
Аннотация
В данной статье на материале романа Е. Водолазкина «Авиатор» рассматривается соотнесение понятий «исторического» и «неисторического», формирующих авторскую художественную философию. Анализ трактовок исторического процесса в романе производится с опорой на теории М. Блока, А. Гуревича, Б. Успенского и филологические труды Е. Водолазкина, позволяющие точнее охарактеризовать авторскую интенцию. Размышлениям о времени и истории в «Авиаторе» отводится большое место, концепция формируется как с точки зрения главного героя Иннокентия, так и в полилоге записей коллективного дневника. В качестве основного источника данной концепции рассматривается комплекс научных взглядов Е. Водолазкина, последовательно изложенных в его работе «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.)».
КНИГА С. АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» КАК ЦИКЛИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СТРУКТУРА И ПОЭТИКА
Аннотация
Исследование посвящено вопросу циклизации в художественно-документальном произведении известной писательницы. Для изучения вопроса важно понять содержание понятий «цикл» и «циклизация» и особенности их проявления в современных прозаических текстах. Предметом анализа стало произведение С. Алексиевич «У войны не женское лицо» и способы соединения отдельных рассказов в единое целое. Исследуется система мотивов, обеспечивающая художественное единство романа.
МОТИВ ДЕНЕГ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»
Аннотация
Рассмотрение мотива денег в романе «Подросток» позволяет проследить его влияние на структуру личности главных героев, их психологию и формирование жизненной стратегии. Внутри романа он взаимодействует с другими мотивами: мотивами шутовства, потерянного поколения, идеалом прекрасного человека и его духовного несовершенства. В структуре романа он оказывает влияние также на расстановку образов и поляризацию образной системы, акцентирование идейно-художественной доминанты и специфику использования важных художественных деталей, таких, например, как сакральные числа.
Журналистика
КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ВЕРБАЛЬНОГО УБЕЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ
Аннотация
В статье анализируется коммуникативная стратегия вербального убеждения в российской телевизионной рекламе. Особое внимание уделяется специфике речевых высказываний, выявлению коммуникативных приемов, речевых тактик, характерных лексико-грамматических конструкций, применяемых в речевом воздействии на потребителя. Коммуникативная стратегия вербального убеждения раскрывается на примерах рекламной продукции телевизионной коммерческой рекламы. Сегодня телевизионная реклама занимает наибольший медиасегмент на российском рекламном рынке. В сложившихся экономических реалиях бренды все больше применяют коммуникативную стратегию вербального убеждения, что делает актуальным изучение способов ее реализации. Исследование позволяет сделать вывод о том, что вербальное убеждение есть эффективная коммуникативная стратегия, мотивирующая вовлечение в потребление.
ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА: ИМПЕРАТИВ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Аннотация
В статье рассматриваются концептуальные рамки, описывающие взаимодействие журналистики, рекламы и связей с общественностью с обществом в целом с использованием понятий «корпоративная социальная ответственность» и «социальная миссия». Внимание общества к этой проблематике неотделимо от возросшей важности в глазах общественности места и роли бизнеса в жизни общества, обязанностей бизнеса, его ответственности. Параллельно этому процессу шло увеличение требовательности к информационному обеспечению бизнеспроцессов, в частности, к связям с общественностью, а также к журналистике, как зеркалу основных событий, процессов, деятельности политических и экономических акторов.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТОК-ШОУ НА РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ
Аннотация
В статье дается обзор ток-шоу на российских федеральных телеканалах как аналитического жанра телевизионной публицистики, разговорной программы, в которой идет публичное обсуждение политических проблем, связанных с международной обстановкой, а также внутрироссийскими событиями. Исследуются истоки появления и особенности проведения токшоу на отечественном телевидении. Отмечается их конструктивный, созидательный характер и высокий уровень проведения в годы перестройки, что было обусловлено национальной самобытностью этих передач, профессионализмом авторов и ведущих. Анализируются недочеты и связанные с ними последствия, которые отразились на снижении зрительского интереса и эффективности программ, утрате подлинной дискуссионности и аргументированности, другие причины невысокого рейтинга современных политических ток-шоу.