Том 23, № 2 (2018)

Литературоведение

ИГРА КАК СПОСОБ ИЗОБРАЖЕНИЯ МИРА В ПОЭЗИИ А.Н. ВЕРТИНСКОГО

Брызгалова Е.Н.

Аннотация

В статье рассматривается репрезентация игрового начала в поэзии А.Н. Вертинского. Основное внимание уделено изучению пространственно-временных отношений в стихах разных лет. Соединение прошлого, настоящего и будущего в рамках одного стихотворения позволяет создать образ героя, охарактеризовать его личность, показать, как сложится его жизнь. Сон и реальность в творчестве поэта образуют единый мир, постоянно пересекаясь в жизни и судьбе героя. Происходящие и приснившиеся события воспринимаются как равноценные.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):151-158
pages 151-158 views

ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО М.А. ШОЛОХОВА В ЗЕРКАЛЕ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРОЗЫ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕЦЕПЦИИ

Солдаткина Я.В.

Аннотация

В статье анализируются примеры обращения современных авторов к писательской биографии и произведениям классика русской литературы ХХ века М.А. Шолохова. Художественные принципы эпопейного повествования, свойственные прозе Шолохова, современной литературой не востребованы, шолоховские сюжеты адаптированы - акцент делается на семейно-бытовых и любовных линиях. Но при этом шолоховские аллюзии участвуют в создании исторического колорита, придавая достоверности литературным описаниям эпохи 1920- 1930-х годов, а интерес шолоховским героям и сюжетам коррелирует с общекультурным вниманием к переосмыслению советского прошлого.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):159-166
pages 159-166 views

ОБРАЗЫ СВЕТА И ТИШИНЫ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ЭПОПЕЕ ОЛЕГА ВОЛКОВА «ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ»

Абдокова М.Б.

Аннотация

В статье рассматриваются выразительные особенности, характеризующие поэтическую палитру автобиографического повествования О.В. Волкова - «Погружение во тьму». Главный труд писателя, проведшего в сталинских лагерях около 30-ти лет жизни, до сих пор не исследован как литературно-художественный артефакт. Богатейший документально-архивный материал не просто воспроизводится, а своеобразно конденсируется автором в галерее ярких портретных, пейзажных - видимых и слышимых - образов. В специфической «литературной живописи» Олега Волкова именно образы света и тишины становятся важнейшими средствами трансцендентного расширения имманентных свойств авторского мировосприятия. Последовательность, в которой чередуются или сопрягаются образы света и тишины, определяет сверхструктурную, метафизическую архитектонику книги О. Волкова.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):167-177
pages 167-177 views

ТЕМА ВЛАСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БАШЛАЧЕВА: ОБРАЗЫ СТАЛИНА И НАПОЛЕОНА

Гавриков В.А., Кляченков Е.А.

Аннотация

В статье рассматривается тема власти в творчестве Александра Башлачева. Речь идет в первую очередь об образах «кровавых правителей»: Сталина и Наполеона. «Сталинский текст» реализован в цикле «Песни шепотом». В этих произведениях чувствуется влияние В. Высоцкого, от которого, вероятно, Башлачев и наследует свой антитоталитарный пафос. Для Башлачева феномен власти связан с темой смерти и инфернальным миром. Эта тенденция наиболее полно реализована в песне «Абсолютный вахтер», где Сталин представлен как часть обезличенной потусторонней силы, ее «постовое звено». Образ Наполеона рассматривается на материале песни «Грибоедовский вальс». Кроме того, в статье предлагается периодизация творчества Башлачева. Авторы выделяют пять этапов: ранние стихи, ранние песни, песни «русского цикла», «онтологический» этап и пятый этап, в центре которого - эксперименты с лексическими созвучиями и поиски в области этимологии. Третий («русский») этап более других наполнен лирическими размышлениями о сущности власти.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):178-187
pages 178-187 views

ПОНЯТИЯ «ИСТОРИЧЕСКОГО» И «НЕИСТОРИЧЕСКОГО» В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ РОМАНА «АВИАТОР» Е. ВОДОЛАЗКИНА

Бочкина М.В., Голубков М.М.

Аннотация

В данной статье на материале романа Е. Водолазкина «Авиатор» рассматривается соотнесение понятий «исторического» и «неисторического», формирующих авторскую художественную философию. Анализ трактовок исторического процесса в романе производится с опорой на теории М. Блока, А. Гуревича, Б. Успенского и филологические труды Е. Водолазкина, позволяющие точнее охарактеризовать авторскую интенцию. Размышлениям о времени и истории в «Авиаторе» отводится большое место, концепция формируется как с точки зрения главного героя Иннокентия, так и в полилоге записей коллективного дневника. В качестве основного источника данной концепции рассматривается комплекс научных взглядов Е. Водолазкина, последовательно изложенных в его работе «Всемирная история в литературе Древней Руси (на материале хронографического и палейного повествования XI-XV вв.)».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):188-197
pages 188-197 views

КНИГА С. АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» КАК ЦИКЛИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: СТРУКТУРА И ПОЭТИКА

Гурска К.

Аннотация

Исследование посвящено вопросу циклизации в художественно-документальном произведении известной писательницы. Для изучения вопроса важно понять содержание понятий «цикл» и «циклизация» и особенности их проявления в современных прозаических текстах. Предметом анализа стало произведение С. Алексиевич «У войны не женское лицо» и способы соединения отдельных рассказов в единое целое. Исследуется система мотивов, обеспечивающая художественное единство романа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):198-207
pages 198-207 views

МОТИВ ДЕНЕГ В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»

Шлапакова Е.В.

Аннотация

Рассмотрение мотива денег в романе «Подросток» позволяет проследить его влияние на структуру личности главных героев, их психологию и формирование жизненной стратегии. Внутри романа он взаимодействует с другими мотивами: мотивами шутовства, потерянного поколения, идеалом прекрасного человека и его духовного несовершенства. В структуре романа он оказывает влияние также на расстановку образов и поляризацию образной системы, акцентирование идейно-художественной доминанты и специфику использования важных художественных деталей, таких, например, как сакральные числа.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):208-214
pages 208-214 views

Журналистика

КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ВЕРБАЛЬНОГО УБЕЖДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ

Мирошниченко Г.А.

Аннотация

В статье анализируется коммуникативная стратегия вербального убеждения в российской телевизионной рекламе. Особое внимание уделяется специфике речевых высказываний, выявлению коммуникативных приемов, речевых тактик, характерных лексико-грамматических конструкций, применяемых в речевом воздействии на потребителя. Коммуникативная стратегия вербального убеждения раскрывается на примерах рекламной продукции телевизионной коммерческой рекламы. Сегодня телевизионная реклама занимает наибольший медиасегмент на российском рекламном рынке. В сложившихся экономических реалиях бренды все больше применяют коммуникативную стратегию вербального убеждения, что делает актуальным изучение способов ее реализации. Исследование позволяет сделать вывод о том, что вербальное убеждение есть эффективная коммуникативная стратегия, мотивирующая вовлечение в потребление.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):215-223
pages 215-223 views

ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА: ИМПЕРАТИВ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Федотова Л.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются концептуальные рамки, описывающие взаимодействие журналистики, рекламы и связей с общественностью с обществом в целом с использованием понятий «корпоративная социальная ответственность» и «социальная миссия». Внимание общества к этой проблематике неотделимо от возросшей важности в глазах общественности места и роли бизнеса в жизни общества, обязанностей бизнеса, его ответственности. Параллельно этому процессу шло увеличение требовательности к информационному обеспечению бизнеспроцессов, в частности, к связям с общественностью, а также к журналистике, как зеркалу основных событий, процессов, деятельности политических и экономических акторов.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):224-233
pages 224-233 views

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТОК-ШОУ НА РОССИЙСКИХ ТЕЛЕКАНАЛАХ

Грабельников А.А., Гегелова Н.С.

Аннотация

В статье дается обзор ток-шоу на российских федеральных телеканалах как аналитического жанра телевизионной публицистики, разговорной программы, в которой идет публичное обсуждение политических проблем, связанных с международной обстановкой, а также внутрироссийскими событиями. Исследуются истоки появления и особенности проведения токшоу на отечественном телевидении. Отмечается их конструктивный, созидательный характер и высокий уровень проведения в годы перестройки, что было обусловлено национальной самобытностью этих передач, профессионализмом авторов и ведущих. Анализируются недочеты и связанные с ними последствия, которые отразились на снижении зрительского интереса и эффективности программ, утрате подлинной дискуссионности и аргументированности, другие причины невысокого рейтинга современных политических ток-шоу.

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018;23(2):234-245
pages 234-245 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах