Моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается моделирование медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии как посткризисный феномен. Применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: моделирование, кейс-стади, полуструктурированные экспертные интервью. Результаты проведенного исследования подтвердили, что телевизионная индустрия обладает медиаобразовательным потенциалом и использует его в своей профессиональной деятельности. Выделены три модели медиаобразовательного потенциала телевизионной индустрии (МПТИ), обусловленные дифференцированными профессиональными целями: МПТИ в медиаподготовке профессионалов; МПТИ в повышении квалификации профессионалов; МПТИ в повышении медиаграмотности широкой аудитории. Реализация медиаобразовательного потенциала наблюдается как в федеральном, так и региональном сегментах телевизионной индустрии, независимо от форм собственности медиакомпаний. При этом зафиксированы разные формы использования медиаобразовательного потенциала со стороны телевизионной индустрии, проявляющиеся не только во взаимодействии с университетами, но и в автономизации собственных медиаобразовательных практик.

Об авторах

Александр Александрович Ефанов

Российский государственный гуманитарный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: yefanoff_91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9979-9224

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики общественных связей, Российский государственный гуманитарный университет; доцент, Институт медиа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., д. 6; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Максим Алексеевич Пугачев

Оренбургский государственный университет; ГТРК «Оренбург»

Email: pugachevma@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6255-7646

старший преподаватель, кафедра журналистики, Оренбургский государственный университет; шеф-редактор, служба информационных и тематических программ ТВ и РВ, ГТРК «Оренбург»

Российская Федерация, 460018, Оренбург, пр-т Победы, д. 13; Российская Федерация, 460024, Оренбург, пер. Телевизионный, д. 3

Список литературы

  1. Волкова И.И. Телеканалы на YouTube: причины неэффективности // Журналистика в 2018 г.: творчество, профессия, индустрия: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 6–8 февраля 2019 г. М.: Факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 2019. С. 468–469.
  2. Волкова И.И., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т.З. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. С. 157–170.
  3. Волкова И.И., Уразова С.Л., Писарева М.Н. Критерии формирования коммуникативного пространства в студенческой среде: погружение в творчество // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 75–81. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2020-15-1-75-81
  4. Ефанов А.А. Общество во власти медиапроцессов. М.: ИНФРА-М, 2021. 189 с.
  5. Карасевич Ю.М. Взаимодействие университета и телерадиокомпании как фактор формирования профессиональной компетентности студентов-журналистов: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2004. 172 с.
  6. Олешко В.Ф., Олешко Е.В., Мухина О.С. Проблема самоидентификации студентов-журналистов цифровой эпохи // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2021. № 4. С. 135–157.
  7. Фатеева И.А. О международном признании отечественного газетоведения // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Т. 25. № 4. С. 14–22.
  8. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87–98.
  9. Шестеркина Л.П. Формирование инновационной модели подготовки журналистов в контексте становления конвергентных СМИ (гуманитарный и технологический аспекты): дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 530 с.
  10. Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К., Красавина А.В., Марфицына А.Р. Фактчекинг и верификация информации в контексте журналистского образования // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 94–108.
  11. Blokhin I.N., Ilchenko S.N., Shesterkina L.P. Media identity in structure of personality: formation and typology // American Journal of Applied Sciences. 2016. Vol. 13. No. 5. Pp. 665–673. https://doi.org/10.3844/ajassp.2016.665.673
  12. Fedorov A. Schools and universities in audiovisual media: experts’ // Communication Today. 2019. Vol. 10. No. 1. Pp. 110–122.
  13. Kachkaeva A., Kolchina A., Shomova S., Yarovaya E. ‘Trust, but verify’: problems of formation of media literacy and critical thinking of Russian students // Media Practice and Education. 2020. Vol. 21. No. 3. Pp. 200–211. https://doi.org/10.1080/25741136.2020.1752569
  14. Kirillova N.B. Media culture of a globalised world: evolution of language technologies // Changing Societies & Personalities. 2020. Vol. 4. No. 4. Pp. 427–440. https://doi.org/10.15826/csp.2020.4.4.109
  15. Lee H.-K. Rethinking creativity: creative industries, AI and everyday creativity // Media, Culture & Society. 2022. Vol. 44. No. 3. Pp. 601–612. https://doi.org/10.1177/01634437221077009
  16. Yefanov A., Pugachev M. Media educational potential of the television industry: towards the conceptualization of the media communication category // Media Education. 2023. No. 1. Pp. 190–202. https://doi.org/10.13187/me.2023.1.190
  17. Young J.A., Ronquillo R. Enhancing new media literacies of social work students through a participatory learning environment // Journal of Technology in Human Services. 2022. Vol. 40. No. 1. Pp. 58–78. https://doi.org/10.1080/15228835.2021.2004572
  18. Zhilavskaya I.V., Onuchina K.K., Dubover D.A. The design of depressed cities in the far north and their image in media space after the implosion of the USSR // Visual Anthropology. 2020. Vol. 33. No. 2. Pp. 164–176. https://doi.org/10.1080/08949468.2020.1721199

© Ефанов А.А., Пугачев М.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах