Кризис политической коммуникации: есть ли эффект умалчивания в российских медиа?
- Авторы: Долгова Ю.И.1, Гуленко П.В.2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Карлов университет
- Выпуск: Том 28, № 4 (2023): Медиа и кризис – реверс парадигмы в новой реальности?
- Страницы: 769-779
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/38099
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-4-769-779
- EDN: https://elibrary.ru/FGNRCC
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Исследуется повестка дня телеканалов «большой тройки» и популярных онлайн-медиа в период перед президентскими выборами 2018 г. В условиях предвыборной кампании значение качественного информирования значительно возрастает. Изучены повестка дня выбранных медиа, освещение предвыборной кампании, а также возможный «эффект умалчивания». Предлагается уникальная методика сравнения контента вечерних телевизионных новостей и онлайн-медиа, а также концептуализируется понятие «эффект умалчивания». Онлайн-медиа часто воспринимаются как более качественные и полноценные источники информации, однако исследование показало, что сообщения о выборах в интернете появлялись в меньшем количестве и нерегулярно. Анализ подтвердил, что телевидение в России, прежде всего, выступало в качестве помощника правительства, направляя его усилия на информирование граждан о деятельности властей и их социально значимых инициативах. Именно телевидение лучше освещало предвыборную кампанию. Онлайн-медиа уделяли больше внимание скандальным новостям, пытались критиковать власть, однако упускали из внимания важные социальные темы.
Ключевые слова
Об авторах
Юлия Игоревна Долгова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: YIDolgova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8861-0521
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1Петр Васильевич Гуленко
Карлов университет
Email: pgulenko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-6084-821X
кандидат филологических наук, докторант кафедры социологии, факультет гуманитарных исследований
Чешская Республика, 18200, Прага, ул. Паткова, д. 5Список литературы
- Abdulla, S.M. (2022). The concepts of deictic shift theory and discourse theory of silencing. Education Quarterly Reviews, 5(1). https://doi.org/10.31014/aior.1993.05.01.441
- Cushion, S., Kilby, A., Thomas, R., Morani, M., & Sambrook, R. (2018). Newspapers, impartiality and television news: Intermedia agenda-setting during the 2015 UK general election campaign. Journalism Studies, 19(2), 162-181. https://doi.org/10.1080/1461670X.2016.1171163
- Долгова Ю.И., Пименова М.В. Интерактивные элементы в программе «Прямая линия с Владимиром Путиным» (2001-2018) // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. № 1. С. 59-78. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2020.5978
- Entman, R.M. (1990). Democracy without citizens: Media and the decay of American politics. Oxford University Press.
- Gulenko, P.V., & Dolgova, Yu.I. (2021). Evolution of interactive elements in socio-political talk shows in post-Soviet Russia. Global Media and Communication, 17(1), 25-43. https://doi.org/10.1177/1742766520946471
- Gulenko, P.V. (2021). Political discussion as a propaganda spectacle: Propaganda talk shows on contemporary Russian television. Media, Culture & Society, 43(5), 906-924. https://doi.org/10.1177/01634437209742
- Kellam, M., & Stein, E.A. (2016). Silencing critics: Why and how presidents restrict media freedom in democracies. Comparative Political Studies, 49(1), 36-77. https://doi.org/10.1177/0010414015592644.
- Lumsden, K., & Morgan, H. (2017). Media framing of trolling and online abuse: Silencing strategies, symbolic violence, and victim blaming. Feminist Media Studies, 17(6), 926-940. https://doi.org/10.1080/14680777.2017.1316755
- Maier, S.R., & Tucker, S. (2012). Online news readers get different news mix than print. Newspaper Research Journal, 33(4), 48-62. https://doi.org/10.1177/073953291203300405
- Maier, S.R. (2010). All the news fit to post? Comparing news content on the web to newspapers, television, and radio. Journalism & Mass Communication Quarterly, 87(3-4), 548-562. https://doi.org/10.1177/107769901008700307
- Mancini, P. (2013). Media fragmentation, party system, and democracy. International Journal of Press/Politics, 18(1), 43-60. https://doi.org/10.1177/1940161212458200
- McQuail, D. (2010). Mass communication theory. London: Sage.
- Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т.З., Волкова И.И. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. С. 157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
- Stromback, J., & Kaid, L.L. (2008). A framework for comparing election news coverage around the world. In J. Stromback & L.L. Kaid (Eds.), The Handbook of Election News Coverage Around the World (pp. 1-21). New York: Routledge.
- Thiesmeyer, L. (Ed.) (2003). Discourse and silencing: Representation and the language of displacement. Amsterdam: John Benjamins Publishing.
- Valenzuela, S., Puente, S., & Flores, P.M. (2017). Comparing disaster news on Twitter and television: An intermedia agenda setting perspective. Journal of Broadcasting and Electronic Media, 61(4), 615-637. https://doi.org/10.1080/08838151.2017.1344673
- Voltmer, K. (2004). Mass media and political communication in new democracies. New York: Routledge.
- Williams, B.A., & Delli Carpini, M.X. (2004). Monica and Bill all the time and everywhere: The collapse of gatekeeping and agenda setting in the new media environment. American Behavioral Scientist, 47(9), 1208-1230. https://doi.org/10.1177/0002764203262344