Конфликты и медиа: реверсивные парадигмы в новой реальности? Открывая новые междисциплинарные подходы к исследованиям
- Авторы: Вартанова Е.Л.1, Шилина М.Г.1,2
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
- Выпуск: Том 28, № 4 (2023): Медиа и кризис – реверс парадигмы в новой реальности?
- Страницы: 635-648
- Раздел: ОТ РЕДАКЦИИ
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/38086
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-4-635-648
- EDN: https://elibrary.ru/VEZSJS
Цитировать
Полный текст
Аннотация
-
Ключевые слова
Полный текст
Картина современного мира, как ее представляет общество и аудитория, в значительной мере зависит от того, что медиа о нем сообщают. В этом достаточно обыденном утверждении заключены основы многих популярных сегодня теоретических концепций: теории «привратничества», установления повестки дня, концепции медиатизации.
Иная ситуация складывается в процессе изучения медиарепрезентаций конфликта, которые в силу особого влияния медиасреды на современное общество могут оказывать комплексное воздействие на все социальное развитие.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам развития человеческого потенциала, повышению качества жизни и благосостояния граждан в контексте решения вопросов обеспечения информационной безопасности, а также укрепления суверенитета России в информационном пространстве1. Эта цель может быть достигнута благодаря формированию безопасной и неконфликтной медиасреды, в которой производится, распространяется и потребляется достоверная общественно-политическая информации. Антиконфликтный потенциал медиакоммуникации является одной из важнейших мотиваций при определении современной политики государственного нормотворчества. Так, особое внимание в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации уделяется защите традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в информационном пространстве. Неслучайно работа с цифровым медиакоммуникационным пространством – это сложный и комплексный вопрос, решение которого предполагает задействование множества субъектов и выстраивание ценностных и смысловых приоритетов содержания.
Стратегическим аспектом грамотного применения медиакоммуникационных технологий является достижение целей Доктрины информационной безопасности Российской Федерации2. Речь идет об использовании возможностей медиакоммуникационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей российского общества и информирования россиян о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире.
К описанным в Доктрине направлениям обеспечения информационной безопасности, связанным с медиакоммуникациями, относятся также противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии, идей национальной исключительности в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, а также повышение эффективности информационного обеспечения реализации государственной политики Российской Федерации и нейтрализация информационного воздействия, направленного на размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Научные исследования и разработки в области изучения медиаконфликтологии соответствуют направлению Стратегии научно-технического развития РФ «Противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства», поскольку ориентированы на идентификацию и предупреждение социокультурных угроз и профилактику конфликта, прогнозирование модели «жизненного цикла» медиарепрезентации конфликта и управление ею как потенциальной киберугрозой3.
Эти вопросы актуальны не только для России, а в целом для всех стран мира, которые сталкиваются с вызовами цифровых медиакоммунникационных технологий. В контексте актуальных тенденций национального и глобального характера (цифровизация, медиатизация, переход аудитории в онлайн, рост времени, проводимого с социальными медиа, трансформация практик потребления медиа в конвергентной среде, появление новых медийных и коммуникационных платформ и усиление кроссмедийности) происходит трансформация коммуникационных процессов, связанная в том числе с изменением роли журналистики, массмедиа и социальных медиа в современном обществе. Проникновение цифровых медиатехнологий во все сферы общественной жизни формирует медиатизацию окружающей реальности, которую исследователи все чаще характеризуют как глубокую, что ставит перед медиаисследователями актуальную задачу понимания принципов функционирования традиционных и социальных медиа, природы их взаимодействия между собой и с аудиторией, а также масштаб и особенности эффектов репрезентации социальной реальности, в том числе и конфликтов, в онлайн-среде. В число актуальных исследовательских вызовов сегодня входит и теоретический анализ полисубъектной структуры медиасреды (традиционные СМИ, новые медиа, активная аудитория), порождающей новые ситуации репрезентации, эскалации и разрешения или обострения социальных конфликтов, которые не поддаются однозначному прогнозированию (Вартанова, 2023).
Такие угрозы информационной безопасности, как фейки, характерны не только для новостных сообщений, но и для всего поля интернет-коммуникации. Эта проблема является сложным объектом для автоматического определения. Свободная детекция фейков, в том числе по связи с конфликтностью, является сложной, но важной модельной задачей, которую вряд ли возможно решить алгоритмическим образом и на примере контролируемой выборки. В связи с этим качественный контент-анализ содержания современной медиакоммуникационной среды приобретает еще большее значение в целях противодействия конфликтогенной и заведомо ложной информации, фейкам.
Актуальность данного тематического номера определяется текущей информационной повесткой, изобилующей сообщениями о различных социальных конфликтах в области внутренней и внешней политики, межэтнических и межрелигиозных отношений, отношений к меньшинствам и уязвимым социальным группам (Байчик, 2020). Эффекты распространения такой информации могут быть как позитивными, так и негативными и во многом зависят от того, как происходит транслирование информации в сообщении, какие элементы содержания журналистского материала становятся акцентированными и к какой интерпретации текста «подталкивает» автор.
Фактически сегодня медиакоммуникации стали средой порождения и существования конфликта, в которую вовлечены одновременно несколько субъектов: институционально организованные СМИ, участвующие в формировании массовой информационной повестки, независимо от того, действуют они в интересах национального государства или других политэкономических элит; социальные медиа, представленные «новыми профессионалами» (блогерами, инфлюэнсерами, лидерами мнений), а также своей аудиторией (гражданами, пострадавшими в результате конфликтов или являющимися свидетелями, наблюдателями, очевидцами, которые не вовлечены в конфликт напрямую, но имеют о нем представление).
В данном контексте медиарепрезентация конфликта, а также его «жизненный цикл» претерпевают большие изменения. Освещение конфликта в медиа на всех этапах его протекания (предконфликтная ситуация, инцидент, эскалация, кульминация, завершение конфликта, постконфликтная ситуация) (Дарендорф, 1994), а также первичные (очевидные) и вторичные (неочевидные) медиаэффекты репрезентаций конфликта в аудитории приобретают новые формы и свойства.
Выявление взаимосвязей медиа и конфликта дает основание говорить о таком важном измерении конфликта, как его многоуровневый и многомерный характер. Конфликт в современном обществе – это не только война или вооруженное противостояние, освещаемое в средствах массовой информации, но и конфликты между противоборствующими политическими и социальными группами и отдельными лицами, их интересами и ценностями, которые находят совершенно разное понимание в системе коммуникаций современного общества. Различные виды медиакоммуникаций часто, если не всегда, выступают в качестве связующего статического элемента или динамической движущей силы социального конфликта, его эскалации и/или урегулирования, разрешения, выполняя посредническую роль, присущую их природе (Лабуш, Пую, 2019).
Роль медиа в освещении конфликта – это целостная концепция, которая включает в себя ряд внешних и внутренних факторов, а также переменные конфликта. Взаимосвязи и взаимодействия медиа и конфликтов стали новым междисциплинарным направлением в современных гуманитарных исследованиях, анализирующих широкие и разнообразные социальные и личностные последствия, к которым приводит освещение конфликтов в средствах массовой информации. Новая область исследований возникает в результате мониторинга и анализа медиаконтента, представляющего и анализирующего конфликты, но помимо этого появляются исследования форм, инструментов, факторов, ролей, социальных и индивидуальных последствий освещения конфликтов в СМИ. Разработка структуры и базовых подходов к репрезентации конфликтов в медиа могла бы позволить систематизировать знания, накопленные в таких областях исследований, как конфликтология, медиаисследования, политология, социология, история, лингвистика и т. д., и разработать единый методологический подход к анализу медиаконфликтов.
Нам еще предстоит понять, как социальные конфликты репрезентируются разными – институционализированными (традиционные СМИ) и неинституционализированными (социальные медиа, активная аудитория, принимающая на себя часть функций журналистов по созданию и распространению контента) – субъектами в условиях полисубъектной структуры медиасреды. Открытыми остаются вопросы о том, какова корреляция между типом субъекта медиасреды, типом репрезентируемого конфликта и типом аудитории медиа; каков «жизненный цикл» конфликта в цифровой медиакоммуникационной среде; какой социальный эффект будет оказан каждым из субъектов отдельно и каковы будут эти эффекты в совокупности; и наконец, каковы возможности прогнозирования и потенциального регулирования реакции аудитории на социальные конфликты в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Последняя задача представляется нам особенно актуальной в интересах устойчивого общественного развития, гармонизации общественных процессов и снижения социального напряжения в условиях современного российского общества.
Обозначенные нами вопросы требует системного и комплексного моделирования и прогнозирования, учитывающих знания современной природы и структуры медиасреды, теории и практики конфликтологии, а также междисциплинарного (математического, психологического, медиаисследовательского) инструментария в конструировании общественных процессов. В этом тематическом номере мы ставим вопросы о возможности междисциплинарного изучения и прогнозирования социальных эффектов медиарепрезентации конфликта в условиях цифровой полисубъектной медиасреды с целью выявления механизмов протекания и управления конфликтами, что представляется важной исследовательской задачей, актуальность которой сохранится в долгосрочной перспективе.
Данный тематический выпуск журнала «Вестник Российского университета дружбы народов. Литературоведение. Журналистика» впервые затрагивает проблематику реверсивности медиа и кризиса в новой реальности. Собранные в нем статьи представителей различных отечественных и зарубежных исследовательских школ являются новаторскими: авторы выявили существенные научные проблемы в исследовании медиа и предложили оригинальные методы их решения.
Природу взаимосвязи и взаимодействия медиа и конфликта анализируют Е.Л. Вартанова и Д.В. Дунас в работе «Медиаконфликтология как область исследований: выработка теоретических подходов». В новой реальности, которая особенно значима для российских ученых, медиаэффекты оказываются существенным междисциплинарным феноменом. Медиатизация, которая становится со времени пандемии ковида трансгрессивной, определяет значимость нового подхода к формированию целостного поля исследований. Медиацентричный подход, предложенный ведущей национальной школой медиаисследований журфака МГУ имени М.В. Ломоносова, позволяет сформировать концептуальные блоки, которые могут быть включены в структуру теоретического знания медиаконфликтологии. По мнению авторов, пространство репрезентации конфликтов и новую область исследований определенно расширит цифровизация СМИ.
Известные исследователи факультета журналистики Санкт-Петербургского университета Д.П. Гавра и В.В. Декалов анализируют потенциальную разработку модели цифровой коммуникативной капитализации как важнейшего социально-экономического процесса эпохи платформ и коммуникационного изобилия. Инвестирование внимания в конкретную платформу приносит не только измеримый доход, но и увеличивает социальный символический и культурный капитал. Отсутствие прозрачности в процессах преобразования цифровых отражений капиталов в их реальные формы обусловливает введение авторами новых концепций и терминов, которые характеризуют цифровой коммуникативный капитал и двойную эксплуатацию внимания на различных рынках цифрового внимания. Последний термин подчеркивает новые уровни цифрового неравенства, когда результаты цифрового труда захватываются и монетизируются.
Стремление к универсальному цифровому медиамоделированию в условиях кризиса реализуется в исследовании ведущих ученых Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» С.В. Зыкова, Е.А. Бабкина и Б.И. Улитина. Статья «Модели и методы управляемой трансгрессии медиа в условиях кризиса» представляет новый подход к принятию решений на основе иерархии междисциплинарных критериев, с учетом концепции кризисологии, что позволит контролировать трансгрессию медиаобъектов в ситуациях конфликтов. Представленный программный прототип, основанный на механизмах онтологий с возможностями динамической адаптации пользовательских интерфейсов, обеспечивает поддержку принятия решений. Предложенный метод является универсальным и может применяться для оценки различных видов медиаобъектов, снижая вероятность возникновения кризисных ситуаций, например вызванных некорректной оценкой достоверности информации.
Распространение дезинформации в инфопространстве и снижение в этой связи доверия к медиа представляется возможным купировать благодаря оригинальному применению биометрии в онлайн-СМИ, разработанному ведущим исследователем фонда «Парадайм Ресерч» Сашей Шилиной. Биометрия с ее возможностями проверки личности, аутентификации контента, смягчения последствий атак ботов и программ типа Сивиллы, а также создания персонализированного пользовательского опыта представляет уникальные преимущества для восстановления доверия, борьбы с дезинформацией и создания безопасной экосистемы онлайн-медиа – то есть антикризисной смены парадигмы экосистемы медиа.
Новейшие параметры кризиса в журналистике, опосредованной искусственным интеллектом (ИИ), также оказываются реверсивными. Исследователи из университетов Москвы и Петербурга, в частности, фиксируют ситуацию отсутствия личной и социальной памяти, что разрушает основные принципы журналистской профессии. Расширение медийных практик, основанных на ИИ, предполагает появление кризисных концептуальных противоречий нового типа. Выявленные учеными реалии провоцируют формирование новых областей исследований медиа, в частности создания направления критических исследований медиа, опосредованных искусственным интеллектом.
Опосредованные искусственным интеллектом медиа будущего привлекают внимание все большего числа ученых во всем мире. Своими мыслями о том, каких изменений ждать с развитием технологий искусственного интеллекта на всех уровнях медиасистемы, в медиаобразовании и медиаисследованиях, в эксклюзивном интервью нашему журналу поделился выдающийся ученый Кетан Котеча, профессор компьютерных наук и инженерии, руководитель центра прикладного искусственного интеллекта «Симбиоз» (SCAAI), директор Технологического института «Симбиоз», декан инженерного факультета, Международный университет «Симбиоз». Профессор Котеча входит в список ведущих ученых мира по версии Стэнфордского университета.
Медиа и кризис реверсивны во всех сферах современной жизни. В политике кризис затрагивает все уровни, начиная с президентских выборов. Молодой исследователь К.Л. Зуйкина в статье «Визуальные аспекты сетевой политической коммуникации Беларуси в период политического кризиса 2020 г.» проанализировала особенности использования визуального контента разными полярными политическими силами, рассмотрев 600 визуальных материалов (изображения и видео), собранных в ключевых белорусских Telegram-каналах разной политической направленности за период с 27 июля по 23 августа 2020 г. Отмечая различия в подходах к освещению выборов как знакового политического события, автор выявляет реверсивные образы-триггеры, которые, например, могут способствовать переходу онлайн-активизма в офлайн-пространство.
Президентские выборы 2018 г. в России в повестке дня телеканалов «большой тройки» и популярных онлайн-медиа стали объектом исследования Ю.И. Долговой и П.В. Гуленко на основе уникальной методики сравнения контента вечерних телевизионных новостей и онлайн-медиа. В статье «Кризис политической коммуникации: есть ли эффект умалчивания в российских медиа?» очевиден реверс кризисной парадигмы: хотя онлайн-медиа часто воспринимаются как более качественные и полноценные источники информации, исследование показало, что сообщения о выборах в интернете появлялись в меньшем количестве и нерегулярно. Онлайн-медиа уделяли больше внимание скандальным новостям, пытались критиковать власть, однако упускали из внимания социальные темы. Телевидение же выступало в качестве помощника правительства, направляя усилия на информирование граждан о деятельности властей и их социально значимых инициативах, то есть освещало предвыборную кампанию более объективно.
Оригинальный ракурс изучения политического кризиса в реверсивной медийной парадигме представила Т.Ю. Пынина, выбрав для анализа исторический опыт генезиса медиа Венгрии в монархии Габсбургов, то есть в политической системе многонационального государства. В статье представлено зарождение венгерской печати в ХVIII в., в условиях противостояния газет на латинском, а позже – на немецком языке. Автор демонстрирует значимость исторического реверса в обращении к историческому опыту контрпропаганды и борьбы медиа за национальную независимость, а также влияния медиаконтента на национальную идентичность.
Антикризисные ценности современного медийного контента в фокусе внимания ярославского профессора В.Н. Степанова (эмоциогенная и конфликтогенная коммуникация в гибридной медиасреде) и швейцарско-российской исследовательской команды (проанализированы VR-проекты в продвижении знаковых мест стран с точки зрения трансляции ценностей территориальных брендов). Так, в России VR рассматривается как следующий этап эволюции туристического отдыха и инструмент рекламы достопримечательностей, исторического и культурного наследия. В Швейцарии VR-проекты используются для территориального и корпоративного продвижения, являются инструментом сохранения образов и брендов территорий, вовлечения аудитории в активное устойчивое потребление благодаря имеерсивности и эмоциогенности контента.
В.Н. Степанов в своей статье предлагает выверенную иерархию медийного контента, начав распределение многообразной информации, циркулирующей по каналам коммуникации, по двум классам: предметно-логическая (фактологическая) информация и прагматическая (оценочная, субъективная, связанная с ситуацией и участниками общения). В качестве объекта анализа выбрана информация прагматическая, корпус исследования составили заголовки рекламных текстов прямой рассылки. Автор убедительно доказывает, что в случае семантической конкуренции благодаря семантическим трансформациям один элементарный провокативный жанр (на внешнем уровне) «скрывает» другой (на внутреннем уровне) и перлокутивный эффект формируется симультанно.
Существенные проблемы в сфере медиаграмотности и медийного образования зафиксировали ученые из России и Индонезии. Медиаграмотность сегодня становится специфическим «антидотом» фейковым новостям и дезинформации. Ч.Ф.И.С. Хусин и Н.В. Поплавская, анализируя параметры повышение медиаграмотности в Индонезии при поддержке таких международных организаций, как ЮНЕСКО и АСЕАН, предлагают собственные рекомендации и модели для повышений медиаграмотности в этой стране и АТР, особенно медиаграмотности цифровой.
Модели медиаобразовательного потенциала отечественной телевизионной индустрии описывают А.А. Ефановa и М.А. Пугачев на основе анализа опыта работы в Москве и Оренбурге. Авторы выделяют три модели, обусловленные дифференцированными профессиональными целями: медиаподготовкой и повышением квалификации профессионалов и повышением медиаграмотности широкой аудитории. Авторы зафиксировали автономизацию собственных медиаобразовательных практик телеканалов, что косвенно подтверждает их востребованность и актуальность темы исследования.
Предлагая читателю тематический выпуск, посвященный медиа и конфликтам и кризисам в новой реальности, мы тем не менее фиксируем оптимистический подход к дальнейшим исследованиям в этом новом формирующемся поле науки о медиа.
1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. 2021. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 10.10.2023).
2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. 2016. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/4dbff9722e14f63a309bce4c2ad3d12cc2e85f10/ (дата обращения: 10.10.2023).
3 Стратегия научно-технического развития Российской Федерации. 2016. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html (дата обращения: 10.10.2023).
Об авторах
Елена Леонидовна Вартанова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: dunas.denis@smi.msu.ru
ORCID iD: 0000-0002-7716-4383
доктор филологических наук, профессор, академик Российской академии образования, декан факультета журналистики
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1Марина Григорьевна Шилина
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Email: Marina.shilina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9608-352X
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; профессор кафедры рекламы и связей с общественностью, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1; Российская Федерация, 115093, Москва, Стремянный пер., д. 36Список литературы
- Байчик А.В. Массмедиа. Ценности. Конфликт. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.
- Вартанова Е.Л. «Пересборка» медиа: актуальные процессы трансформации в условиях цифровизации // Меди@льманах. 2023. № 3 (116). С. 8-16.
- Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142-147.
- Лабуш Н.С., Пую А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, терроризм. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019.