А.П. Чехов и вечные вопросы бытия

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

-

Полный текст

Рецепция русской литературы сегодня за границами РФ в значительной степени отражает политическую повестку. Как пишет исследователь вопроса Йозеф Шаур, «чешские рецензенты намного чаще отмечают политическую позицию авторов, чем художественные достоинства их произведений» (Шаур, 2015, с. 599). Однако данная тенденция не нова: художественная литература – мощный инструментом формирования духовных ценностей, ее использование в политических целях характерно для любой идеологии.

Сегодняшнее состояние умов отличает повсеместное и тотальное нарушение принципа историзма: писателей XIX в. судят по меркам XXI в. Так в списки нерекомендуемых книг попадают «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера» Марка Твена (1835–1910), в романах Юдоры Уэлти (1909–2001), первой леди американской литературы ХХ в., слово nigger заменяют более политкорректные варианты, а А.С. Пушкину (1799–1837) ставят в вину его великодержавные воззрения. У наших современников есть претензии к М.Ю. Лермонтову, Ф.М. Достоевскому, Л.Н. Толстому и многим другим классикам. Похоже, что А.П. Чехов (1860–1904), один из немногих, счастливо избежал этой участи. Его творчество любят и изучают во всем мире, а по числу сценических адаптаций и постановок пьесы А.П. Чехова соревнуется только с произведениями Вильяма Шекспира. Как емко выразил В.Б. Катаев, «наш» Чехов давно уже стал «их» Чеховым (Катаев, 2017, с. 13). С «принятием русского писателя в национальный культурный пантеон Японии» (Катаев, 2015, с. 8) солнце буквально не заходит над странами, где Чехова читают и изучают. У этой феноменальной мировой популярности есть свои причины.

В ноябре 2018 г. журнал американских интеллектуалов «Нью-Йоркер» опубликовал карикатуру Сидни Хариса «Влияния» (Influences)1, походившую на мини-комикс. На трех рисунках последовательно изображены писатель-филолог, автомеханик и игрок в бейсбол, и каждый на вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на его становление, перечислял профессионалов в своей области и добавлял «и, конечно, Чехов». Замеченный карикатуристом парадокс комичен, однако вполне отражает действительное положение вещей: трудно найти аспект жизни, который бы не был затронут в творчестве великого писателя, нелегко найти другого русского писателя так ценимого и читаемого во всем мире.

Вполне пророческими кажутся сегодня слова повествователя-художника из рассказа «Дом с мезонином»: «У ученых, писателей и художников кипит работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днем, потребности тела множатся, между тем до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и все клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеряло навсегда всякую жизнеспособность» (С. IX, 186–187). Неудержимая жажда приобретать, культивируемая обществом, привела к невиданной деградации природы и разрушению среды нашего обитания. Изобретения ученых прежде всего востребованы военно-промышленным комплексом и направлены на истребление всего живого. Люди в поисках удовольствий и ощущений травят себя наркотиками, нездоровой пищей, болеют и гибнут в токсичной среде, которую сами и создают.

Сегодня, когда на наших глазах исчезают виды растений и животных, осуществляются попытки философского осмысления масштабности экологических проблем, а Папа Римский впервые в истории подготовил энциклику об охране окружающей среды и экологической справедливости, мир с удивлением обнаружил, что катаклизмы, постигшие природу в ХХI в., были предсказаны еще в конце ХIХ – начале ХХ вв. А.П. Чеховым, которого Уолтер Мосс (Moss, 2019) звучно именует экопророком планетарного масштаба.

В этой связи отметим обстоятельную статью Томаса Ньюлина «Деградирующие экосистемы в „Дяде Ване“» (Newlin, 2015), в которой экология понимается очень широко, не только как взаимосвязь и взаимозависимость всего живого на земле, как отношение героев к природе, но и как система взаимоотношений между персонажами пьесы, которые оцениваются как дегенерирующие, свидетельствующие о вырождении: никто никого не слышит, все много говорят, но не друг с другом, а словно «мимо друг друга».

А.П. Чехов для мирового сообщества – это не только одно из самых ярких воплощений русского литературного гения, но и человек, оставивший, подобно лучшим учителям человечества, таким как Христос, не записанный свод правил, а свою жизнь как пример терпения и терпимости, стойкости и мужества, сострадания и активной помощи, любви и заботы о близких и дальних, о земле, которую он хотел оставить для потомков цветущей. В центре творчества писателя – обычный человек и неоднозначный, сложный мир его внутренней эмоционально-психической жизни, глубинное вопрошание о существовании Бога, смысле бытия, смерти, страдании, любви, браке, дружбе – всего, что не перестает волновать всех живущих на планете Земля. Для многих А.П. Чехов – подлинное воплощение истинной мудрости, которая заключается не только в правильной постановке вопросов, но в правильных ответах. Уже упомянутый нами художник из дома с мезонином говорит: «Не грамотность нужна, а свобода для широкого проявления духовных способностей. <…> Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и общему, – они ищут правды и смысла жизни, ищут Бога, душу…» (С. IX, 186).

Интерес к А.П. Чехову не иссякает ни в нашей стране, ни за ее пределами, писатель остается современным, новые и новые поколения исследователей и читателей находят в нем отклик на свои «вопросы к небу». Предлагаемая подборка статей – еще одно яркое тому доказательство.

В настоящем выпуске журнала вce ссылки на произведения и письма А.П. Чехова сделаны по изданию: Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1974–1983. Ссылки даются в тексте в круглых скобках: сначала идет указание серии (С. – сочинения, П. – письма), первая, римская цифра обозначает том, арабская – страницу.

 

1 Influences by Sidney Harris. URL: https://images.cartoonstock.com/lowres_800/education-teaching-anton_chekhov-writer-short_story-russian_writer-mechanic-shr0481_low.jpg (accessed: 20.10.2019).

×

Об авторах

Ольга Викторовна Спачиль

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: spachil.olga0@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6474-5907

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английской филологии

Российская Федерация, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, д. 149

Список литературы

  1. Катаев В.Б. О границах чеховской карты мира // Чеховские чтения в Ялте. Чехов на мировой сцене и в мировом кинематографе. Симферополь: Ариал, 2017. С. 13-18.
  2. Катаев В.Б. Чехов современный // Чеховская карта мира: мат-лы междунар. науч. конф., Мелихово, 3-7 июня 2014 г. М.: Мелихово, 2015. С. 5-15.
  3. Шаур Й. Актуальные процессы в чешской рецепции русской литературы (2012-2016) // Русистика: вчера, сегодня, завтра. София: Общество русистов Болгарии, 2015. С. 593-600.
  4. Moss W.G. Anton Chekhov: environmental prophet for our planet // Hollywood Progressive. 2019, May 22. URL: https://hollywoodprogressive.com/our-planet/ (accessed: 20.10.2019).
  5. Newlin T. Decadent ecosystems in Uncle Vanya. A chorographic meditation // Russian Writers and the Fin de Siècle. Cambridge: Cambridge University Press, 2015. Pp. 215-232. http://doi.org/10.1017/CBO9781139683449.013

© Спачиль О.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах