Россия и Украина во взаимном ТВ-информировании

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Национальные телевизионные каналы обычно отбирают и представляют международные новости в соответствии с интересами граждан своих стран и приоритетами внешней политики. В процессе освещения международных конфликтов для зрителей создаются противоположные реальности, что не способствует разрешению конфликтов. Цель исследования - проанализировать освещение российско-украинского конфликта государственными каналами этих стран в 2014-2016 гг. В эмпирическую базу вошли сюжеты вечерних выпусков телевизионных новостей, связанные с Украиной, на российском телеканале («Россия 1») и материалы, в которых упоминалась Россия, на украинском телеканале (UA First) в течение семи недель, когда произошли выбранные ключевые события. Использовался количественный и качественный анализ. Все новости были разделены на четыре категории: политические, военные, экономические, социальные. Выявлено значительное влияние национальных интересов на освещение актуальных событий в период конфронтации между странами. И российские, и украинские журналисты в значительной степени проявляли интерес к событиям в стране-оппоненте, даже если текущие новости не имели прямого отношения к конфликту. В случае важных мировых событий они освещались обоими телеканалами. Наряду с этим журналисты часто рассказывали о том, что могло быть интересно их национальной аудитории или было обусловлено внешней политикой. Обнаружено, что оба канала постепенно теряют интерес к российско-украинскому кризису к 2015 г.

Об авторах

Юлия Игоревна Долгова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: YIDolgova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8861-0521

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры телевидения и радиовещания, факультет журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Aday, S. (2017). The US media, foreign policy, and public support for War. In K. Kenski & K.H. Jamieson (Eds.), The Oxford Handbook of Political Communication (pp. 315-322). Oxford: Oxford University Press.
  2. Arno, A. (2019). Communication, conflict, and storylines: The news media as actors in a cultural context. In A. Arno & W. Dissanayake (Eds.), The News Media in National and International Conflict (pp. 4-17). New York, Oxon: Routledge.
  3. Boyd-Barrett, O. (2017). Ukraine, mainstream media and conflict propaganda. Journalism Studies, 18(8), 1016-1034. https://doi.org/10.1080/1461670X.2015.1099461
  4. Cottle, S. (2006) Mediatized conflict: Developments in media and conflict studies. New York: Open University Press.
  5. Curran, J., Frank E., Hallin, D.C., Hayashi, K., & Lee, C.C. (2017). International news and global integration: A five nation reappraisal. Journalism Studies, 18(2), 118-134. https://doi.org/10.1080/1461670X.2015.1050056
  6. Dolgova, Y.I. (2020). “The Western World” s image in current affairs programmes on Russian television. Intercultural Communication Studies, 29(1), 75-87.
  7. Dolgova, Y.I., Peripechina, G.V., & Tikhonova, O.V. (2021). Programming of time slots of the Big Three TV channels: Weekday broadcast. Tomsk State University Journal of Philology, 69, 321-339. https://doi.org/10.17223/19986645/69/16
  8. Entman, R.M. (1993). Framing: Toward clarification of a fractured paradigm. Journal of Communication, 43(4), 52-57. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1993.tb01304.x
  9. Galtung, J., & Ruge, M.H. (1965). The structure of foreign news: The presentation of the Congo, Cuba and Cyprus crises in four Norwegian newspapers. Journal of Peace Research, 2(1), 64-90.
  10. Gerbner, G. (1964). Ideological perspective and political tendencies in news reporting. Journalism Quarterly, 41, 495-508.
  11. Goffman, E. (1974). Frame analysis: An essay on the organization of experience. New York: Harper and Row.
  12. Gulenko, P. (2021). Political discussion as a propaganda spectacle: Propaganda talk shows on contemporary Russian television. Media, Culture and Society, 43(5), 906-924. https://doi.org/10.1177/0163443720974230
  13. Khaldarova, I., & Pantti, M. (2016). Fake news. The narrative battle over the Ukrainian conflict. Journalism Practice, 10(7), 891-901. https://doi.org/10.1080/17512786.2016.1163237
  14. Lippmann, W. (1991). Public opinion. New Jersey: Transaction Publishers.
  15. McChesney, R.W. (2008). The political economy of media: Enduring issues, emerging dilemmas. New York: Monthly Review Press.
  16. McQuail, D. (2010). McQuail’s mass communication theory. London: Sage.
  17. Nossek, H. (2004). Our news and their news: The role of national identity in the coverage of foreign news. Journalism, 5(3), 343-368. https://doi.org/10.1177/1464884904044941
  18. Pasitselska, O. (2017). Ukrainian crisis through the lens of Russian media: Construction of ideological discourse. Discourse & Communication, 11(6), 591-609. https://doi.org/10.1177/1750481317714127
  19. Peisakhin, L., & Rozenas, A. (2018). Electoral effects of biased media: Russian television in Ukraine. American Journal of Political Science, 62(3), 535-550. https://doi.org/10.1111/ajps.12355
  20. Peters, M.A. (2018). The information wars, fake news and the end of globalization. Educational Philosophy and Theory, 50(13), 1161-1164. https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1417200
  21. Pikulicka-Wilczewska, A., & Sakwa, R. (Eds.) (2015). Ukraine and Russia: People, politics, propaganda and perspectives. Bristol: E-International Relations.
  22. Ravi, N. (2005). Looking beyond flawed journalism: How national interests, patriotism, and cultural values shaped the coverage of the Iraq war. Harvard International Journal of Press/Politics, 10(1), 45-62. https://doi.org/10.1177/1081180X05275765
  23. Robinson, P., Goddard, P., Parry, K., Murray, C., & Taylor, P.M. (2016). Pockets of resistance. British news media, war and theory in the 2003 invasion of Iraq. Manchester: Manchester University Press.
  24. Roman, N., Buniak, I., & Wanta, W. (2017). Information wars: Eastern Ukraine military conflict coverage in the Russian, Ukrainian and U.S. newscasts. International Communication Gazette, 79(4), 357-378. https://doi.org/10.1177/1748048516682138
  25. Sauer, T. (2017). The origins of the Ukraine crisis and the need for collective security between Russia and the West. Global Policy, 8(1), 82-91. https://doi.org/10.1111/1758-5899.12374
  26. Shoemaker, P.J., & Reese, S.D. (1996). Mediating the message: Theories of influences on mass media content. White Plains, New York: Longman.
  27. Shoemaker, P.J., Vos, T.P., & Reese, S.D. (2009). Journalists as gatekeepers. In K.W. Jorgensen & T. Hanitzsch (Eds.), The Handbook of Journalism Studies (pp. 73-87). New York: Routledge.
  28. Thussu, D.K. (2019). International communication: Continuity and change. London, New York: Arnold.
  29. Tumber, H., & Palmer, J. (2004). Media at war: The Iraq crisis. London: Sage.
  30. Vukasovich, C., & Dejanovic-Vukasovich, T. (2016). Humanitarian intervention’, a predictable narrative? A comparative analysis of media narratives from Serbia to Syria. Global Media and Communication, 12(3), 311-331. https://doi.org/10.1177/1742766516653163
  31. Zollmann, F. (2015). Bad news from Fallujah. Media, War and Conflict, 8(3), 289-311. https://doi.org/10.1177/1750635215585612

© Долгова Ю.И., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах