Телевидение Чешской Республики: жанрово-тематическое своеобразие телевизионных новостей в 1989-2021 гг.
- Авторы: Лапук Е.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 306-317
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/35466
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-2-306-317
- EDN: https://elibrary.ru/QJNFRY
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Методом контент-анализа исследуются 1608 новостных сюжетов чешского телеканала «Ческа телевизе 1» за три периода 1989, 2005 и 2021 гг. по категориям «Жанр» и «Тематика». Проверены гипотезы относительно увеличения негативной информации в телевизионных новостях, усиления развлекательной направленности. Прослежены изменения в жанрах телевизионной информационной журналистики вследствие медиаконвергенции и увеличения объема пользовательского контента. Выяснено, что наибольшее жанровое разнообразие характерно для современного этапа, наименьшее - для 1989 г., когда семь из десяти журналистских материалов представляли собой короткие заметки. Пользовательский контент привнес лишь незначительные изменения в жанровую палитру телевизионных новостей. Со временем усиливается роль пиар-текстов, входящих в состав выпусков теленовостей: количество анонсов возросло более чем в десять раз. В контексте тематики отмечается рост числа криминальных новостей и некоторое сужение политической повестки по сравнению с 1989 г. Также зафиксировано практически полное исчезновение из выпусков телевизионных новостей спортивной тематики, что подтверждает тенденцию дифференциации аудитории, которая переходит на тематические каналы и в нишевые массмедиа.
Ключевые слова
Об авторах
Екатерина Вячеславовна Лапук
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: lapukate@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-2231-3596
аспирант, кафедра телевидения и радиовещания, факультет журналистики
Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1Список литературы
- Arbaoui, B., De Swert, K., & Van der Brug, W. (2020). Sensationalism in news coverage: A comparative study in 14 television systems. Communication Research, 47(2), 299-320. https://doi.org/10.1177/0093650216663364
- Bruckmaier, M., Tachtsidis, I., Phan, P., & Lavie, N. (2020). Attention and capacity limits in perception: A cellular metabolism account. Journal of Neuroscience, 40(35), 6801-6811. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.2368-19.2020
- Chobanyan, K., & Nikolskaya, E. (2021). Testing the waters: TikTok’s potential for television news. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies, 3(3), 62-88. http://doi.org/10.30547/worldofmedia.3.2021.3
- Chobanyan, K.V. (2016). Genre priorities of a modern news channel (a case study of the CNN and Rossiya 24) (PhD thesis). Moscow: Moscow State University. (In Russ.)
- Чобанян К.В. Жанровые приоритеты и языковая модель современного информационного телеканала (на примере каналов Си-эн-эн и «Россия 24»): дис. ... канд. филол. наук. М., 2016. 235 с.
- Dolgova, Y.I., & Peripechina, G.V. (Eds.). (2021). Television journalism. Moscow: Aspekt Press. (In Russ.)
- Телевизионная журналистика / под ред. Ю.И. Долговой, Г.В. Перипечиной. М.: Аспект Пресс, 2021. 208 с.
- Dolgova, Y.I., Peripechina, G.V., & Tikhonova, O.V. (2019). Content strategies of the “Big Three” TV channels: Topics, genres, format. Tomsk State University Journal of Philo- logy, (61), 237-255. (In Russ.) https://doi.org/10.17223/19986645/61/14
- Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 61. С. 237-255. https://doi.org/10.17223/19986645/61/14
- Dvořák, L. (2001). Česká televize - věc veřejná, aneb, Zápisky teroristovy. Brno: Jota.
- Fridrich, M. (2022). Zpráva o programu ČT1 v roce 2021. Praha: České televise.
- Furqan, R., Muhtar, S.M., & Arya, N. (2022). Application of user generated content by television news’ during pandemic. Jurnal ASPIKOM, 7(1), 71-83. http://doi.org/10.24329/aspikom.v7i1.1069
- García-Avilés, Jose A. (2020). Reinventing television news: Innovative formats in a social media environment. Journalistic Metamorphosis, 70, 143-155. https://doi.org/10.1007/978-3-030-36315-4_11
- Jensen, K.B. (2022). Media convergence: The three degrees of network, mass, and interpersonal communication. London: Routledge. https://doi.org/10.4324/9781003199601
- Jiang, Y. (2022). The transition and countermeasures of traditional media after being impacted by the advent of digital media. Proceedings of the 2022 8th International Conference on Humanities and Social Science Research (ICHSSR 2022) (pp. 2237-2242). Beijing: Atlantis Press. https://doi.org/10.2991/assehr.k.220504.405
- Keib, K., & Wojdynski, B. (2019). Staying alive: TV news facebook posts, perceived credibility, and engagement intent. Electronic News, 1(1), 3-22. https://doi.org/10.1177/1931243118767733
- Lotz, A.D., Eklund, O., & Soroka, S. (2022). Netflix, library analysis, and globalization: Rethinking mass media flows. Journal of Communication, 72(4), 511-521. https://doi.org/10.1093/joc/jqac020
- Nikolskaya, E.S. (2016). TV news magazines and evening news: Similarities and differences. Herald of Vyatka State University, (8), 92-101. (In Russ.)
- Никольская Э.С. Телевизионные журналы новостей и вечерние новости: сходства и различия // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2016. № 8. С. 92-101.
- Porten-Cheé, P., & Eilders, C. (2019). Fragmentation in high-choice media environments from a micro-perspective: Effects of selective exposure on issue diversity in individual repertoires. Communications, 44(2), 139-161. https://doi.org/10.1515/commun-2018-2013
- Rudenko, M.O. (2014). Negative information in mass media and it's influence on people. Mediaobrazovanie, (2), 108-112. (In Russ.)
- Руденко М.О. Негативная медийная информация и ее влияние на людей // Медиаобразование. 2014. № 2. С. 108-112.
- Savolainen, R. (2022). Infotainment as a hybrid of information and entertainment: A conceptual analysis. Journal of Documentation, 78(4), 953-970. https://doi.org/10.1108/JD-08-2021-0169
- Volkova, I.I., Proskurnova, E.L., & Tran Thi Thuy Dung. (2021). Prospects of news television: Materials of in-depth interviews. Nauchnyi Dialog, (3), 157-170. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021- 3-157-170
- Волкова И.И., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. 157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
- Vyrkovsky, A.V., Galkina, M.Y., Kolesnichenko, A.V., Obraztsova, A.Y., & Vartanov, S.A. (2019). Russian newsrooms in digital era: Challenges and prospects. Russian Journal of Communication, 11(1), 37-52. https://doi.org/10.1080/19409419.2019.1580607
- Wardle, C., & Williams, A. (2010). Beyond user-generated content: A production study examining the ways in which UGC is used at the BBC. Media, Culture & Society, 32(5), 781-799. https://doi.org/10.1177/0163443710373953