Аудиовизуальные медиа в вузах России: типология и анализ контента
- Авторы: Уразова С.Л.1, Громова Е.Б.2, Кузьменкова К.Е.3, Митковская Ю.П.4
-
Учреждения:
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова
- Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе
- Российский университет дружбы народов
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 27, № 4 (2022)
- Страницы: 808-822
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/33291
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2022-27-4-808-822
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Приводится авторская типология отечественных аудиовизуальных медиа, представленных как образовательные платформы для информирования, развития внутренних и внешних коммуникаций, формирования профессиональных компетенций среди будущих специалистов в сфере журналистики, связей с общественностью и рекламы. Авторы анализируют методику подготовки телерадиопрограмм в соответствии с образовательными стандартами. Повышенное внимание к функционированию студенческих СМИ, прежде всего аудиовизуальных медиа в связи с активно развивающейся тенденцией визуализации медиапространства, а также интерес к методикам профессиональных компетенций будущими журналистами, редакторами, PR-менеджерами и маркетологами в разных российских вузах, обусловлено прежде всего процессами интенсивного развития в XXI веке техногенной революции, использованием инновационных технологий и начавшимся апробированием на практике функционала как искусственного интеллекта (Artificial intelligence, AI), так виртуальной реальности (Virtual reality, VR). Внедрение высоких технологий требует быстрого обновления образовательных методик и стандартов при подготовке профессиональных кадров в сфере журналистики. С этим связана проводимая ныне в России реформа в сфере науки и образовании, нацеленная на активное вовлечение будущих молодых специалистов в развитие научно-исследовательских изысканий. На это нацелена и государственная программа «Приоритет 2030», способствующая развитию творческих инициатив среди молодежи. В этом контексте представленный анализ функционирования студенческих медиа в российских вузах приоткрывает завесу над тем, как формируются знания, компетенции и профессиональный опыт будущих специалистов, раскрывает возможности расширения национального информационного пространства.
Об авторах
Светлана Леонидовна Уразова
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова
Email: svetlana.urazova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2264-2859
доктор филологических наук, доцент, главный редактор научного журнала «Вестник ВГИК»
Российская Федерация, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3Екатерина Борисовна Громова
Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе
Автор, ответственный за переписку.
Email: katya-64@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-4705-4180
старший преподаватель, кафедра журналистики, историко-филологический факультета
Российская Федерация, 299001, Севастополь, ул. Героев Севастополя, д. 7Ксения Евгеньевна Кузьменкова
Российский университет дружбы народов
Email: kuzmenkova-ke@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-8064-3828
тьютор по учебной работе, филологический факультет
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Юлия Павловна Митковская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: julia.mitkovskay@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8439-0573
магистрант, направление подготовки «Менеджмент в СМИ», факультет коммуникаций, медиа и дизайна
Российская Федерация, 101000, Москва, Покровский б-р, д. 11Список литературы
- Болкунов А.Н. Типология студенческой прессы России начала XXI века // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2009. № 4. C. 83-87.
- Грабельников А.А. О буднях журналистского образования // Век информации. 2017. № 3. С. 35-38.
- Гусенкова А.Е. Учебная газета факультета журналистики: к постановке проблем медиаобразовательного проекта // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010. Т. 2. № 6. С. 9-11.
- Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: монография. М.: МГГУ имени М.А. Шолохова, 2013. 243 с.
- Кильпеляйнен Е.С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства: дис. … канд. филол. наук. М., 2019. 194 с.
- Коханова Л.А. Тренды современной журналистики как фактор трансформации профессии // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017. № 2. С. 147-155.
- Носова Ю.А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект: дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007. 180 с.
- Свитич Л.Г. Изменение журналистской профессии в условиях медиаконвегенции // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2015. Т. 94. № 5. С. 406-413.
- Уразова С.Л. Конвергенция как фактор жизнеспособности массмедиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 (1). С. 287-293.
- Уразова С.Л., Волкова И.И., Писарева М.Н. Критерии формирования коммуникативного пространства в студенческой среде: погружение в творчество // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 75-81. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2020-15-1-75-81
- Фатеева И.А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник Челябинского государственного университета: Филология. Искусствоведение. 2015. Т. 360. № 5. С. 40-46.
- Федоров А.В., Новикова А.А., Челышева И.В., Каруна И.А. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России. Таганрог: Кучма, 2004. 188 c.
- Шестеркина Л.П. Как создать в вузе 360-градусный мультимедийный ньюсрум: из опыта работы журфака ЮУрГУ // Университеты и медиа: от газеты к 360-градусному мультимедийному ньюсруму: материалы семинара Учебно-методического совета по журналистике, 28-29 октября 2015 г. / ред. Е.Л. Вартанова, Л.П. Шестеркина. Челябинск: ЮУрГУ, 2016. https://doi.org/10.17223/26188422/2/2
- Шестеркина Л.П., Марфицына А.Р. Практическая журналистика в поиске путей совершенствования журналистского образования // Вопросы журналистики. 2017. № 2. С. 24-38.
- Шестеркина Л.П., Харитонова О.Ю., Красавина А.В. Проектное обучение в условиях дистанционного формата: из опыта подготовки студентов по направлению «Журналистика» в Институте медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ // Организация образовательного процесса вузов с использованием технологий смешанного и дистанционного обучения в условиях пандемии: региональный опыт / под ред. А.Л. Шестакова. Челябинск: ЮУрГУ, 2022. C. 514-532.
- Global Journalism Education in the 21st Century: Challenges & Innovations / ed. by R. Goodman, Е. Steyn. Austin: Knight Center for Journalism in the Americas, University of Texas at Austin, 2017.
- Masterman L. Teaching the media. London: Routledge, 1989.
- Vartanova E.L., Lukina M.M. Russian journalism education: challenging media change and educational reform // Journalism & Mass Communication Educator. 2017. No 72 (3). Pp. 274-284. https://doi.org/10.1177/1077695817719137