Формирование предвыборного политического дискурса в аудиовизуальных СМИ Грузии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе качественного и количественного анализа аудиовизуального материала двух грузинских СМИ представлена эмпирическая база исследования о формировании политических дискурсов и их влиянии на общественно-политическую жизнь страны. Изучен медийный контент за предвыборный период 2020 года (сентябрь - октябрь): 2337 публикаций аудиовизуального формата. Анализ телевизионных материалов представляет интерес для понимания информационной и политической среды в обществе, где медиаресурсы непосредственно связаны с различными группами интересов. В СМИ наблюдается высокая концентрация политического фактора, определяющего дискурс того или иного медиа. Принимая во внимание нарастающую политическую поляризацию в Грузии, средства массовой информации занимают соответствующую позицию по отношению к политическим силам и выстраивают дискурс, отвечающий интересам определенных групп акторов. Общественность получает идеологически обработанную информацию и, несмотря на демократизацию методов политической борьбы, находится в ситуации, когда политические силы в угоду партийным интересам используют дозированное информирование и дезинформацию как методы борьбы с оппонентами. Представленный анализ - один из первых результатов межвузовского проекта «Средства массовой информации в политических процессах Грузии», он важен для понимания трендов грузинских СМИ, относящихся как к внутренним, так и к внешним факторам. Результаты исследования раскрывают закономерности, присущие различным телеканалам в контексте медийного пространства и политической среды в Грузии.

Об авторах

Нино Скворцова

Грузино-российский общественный центр имени Е.М. Примакова; Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: nino.skvortsova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-0470-7508

координатор проектов, Грузино-российский общественный центр имени Е.М. Примакова; политический обозреватель, информационно-аналитическая платформа «Пресс-клуб Джейран Медиа»; аспирант, кафедра публичной политики и истории государства и права, Российский университет дружбы народов

Грузия, Тбилиси, ул. Баку, д. 2; Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Ирина Ивановна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: volkova-ii@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-2693-1204

доктор филологических наук, профессор, руководитель межвузовского проекта «Средства массовой информации в политических процессах Грузии», кафедра массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Арчил Сихарулидзе

Грузинский институт общественных проблем; Тбилисский государственный университет имени И. Джавахишвили

Email: info@archilsikharulidze.ge
ORCID iD: 0000-0002-3989-2451

докторант, Грузинский институт общественных проблем; приглашенный лектор, Тбилисский государственный университет имени И. Джавахишвили; эксперт ПИР-Центра и Российского совета по международным делам; основатель SIKHA Foundation

Грузия, Тбилиси, ул. Броссе, д. 2; Грузия, Тбилиси, пр. Чавчавадзе, д. 1

Димитри Абазов

Российский университет дружбы народов

Email: dimitriabazov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8325-8650

аспирант, кафедра публичной политики и истории государства и права, Российский университет дружбы народов; политический обозреватель, информационно-аналитическая платформа «Пресс-клуб Джейран Медиа».

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Ана Довлатова

Российский университет дружбы народов; Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Email: ana.dovlatova1993@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3091-9988

специалист, Центр по реализации образовательных программ, Высшая школа социально-гуманитарных наук, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова; аспирант, кафедра массовых коммуникаций, Российский университет дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2; Российская Федерация, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36

Список литературы

  1. Наумов А.О. Традиционные и новые медиа как акторы «цветных революций» // Дискурс-Пи. 2018. № 3-4 (32-33). С. 79-87. http://doi.org/10.17506/dipi.2018.32.3.7987
  2. Телоев И.Д. Основное содержание и характер проблематики грузинских СМИвпериод правления Михаила Саакашвили // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2016. № 4. С. 127-132
  3. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2003. 669 c
  4. Burrage M. Myths and mass media // European Journal of Sociology. 1969. Vol. 10. No 2. Pp. 238-253
  5. Gurevithc M., Blumler J.R. Political communication systems and democratic values // Media power in politics / ed. by D.A. Graber. Washington: CQ Press, 1994
  6. McQuail D. Media performance assessment in the public interest: principles and methods // Annals of the International Communication Association. 1991. Vol. 14. No 1. Pp. 111-145. http://doi.org/10.1080/23808985.1991.11678782
  7. Ortega y Gasset J. The dehumanization of art and other essays on art, culture, and literature. Princeton University Press, 1968
  8. Pye L.W. Communications and political development. SPD-1 (Studies in Political Development). Princeton University Press, 1967

© Скворцова Н., Волкова И.И., Сихарулидзе А., Абазов Д., Довлатова А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах