Инфлюенсер как особый тип лидера общественного мнения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В понятийном аппарате современной коммуникологии не дифференцированы понятия «лидер общественного мнения» и «инфлюенсер». Для решения этой проблемы автором используется полипарадигмальный подход с применением комплекса методов: историко-генетического анализа, структурного анализа, социокультурного моделирования. По итогам проведенного исследования предлагается авторское определение понятия «инфлюенсер» как особого типа лидера общественного мнения - самостоятельного медиума, распространяющего свое непосредственное влияние в интернете (преимущественно в социальных медиа) через прямой канал коммуникации с использованием новой тактики позиционирования (интеграция приватного и публичного). При этом инфлюенсер оказывает существенное влияние на целевую аудиторию, продвигает определенные идеи (идеологические, потребительские и др.), что в итоге отражается на системе норм, ценностей и установок реципиентов. Автором обозначаются ограничения исследования, определяется перспективное направление, связанное с необходимостью дальнейшего обоснования указанного медиакоммуникационного феномена. Показана целесообразность обращения с академических позиций к понятию «инфлюенсер», обоснована необходимость его дискретного включения в междисциплинарный научный дискурс.

Об авторах

Александр Александрович Ефанов

Российский государственный гуманитарный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: yefanoff_91@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9979-9224

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики общественных связей, Российский государственный гуманитарный университет; доцент Института медиа, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Российская Федерация, 125047, Москва, Миусская пл., д. 6; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20

Список литературы

  1. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты / под ред. Т.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 173-179.
  2. Богоявленский А.Е. Инфлюенсер-медиа как постмассовый формат публичных коммуникаций // Медиаисследования 2019 / ред. Т.А. Семилет, И.В. Фотиева. Барнаул, 2019. С. 297-304.
  3. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / пер. с франц.; отв. ред. перевода, сост. и послесл. Н.А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. 576 c.
  4. Волкова И.И., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т.З. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. С. 157-170. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
  5. Гавра Д.П. Информационная логистика в коммуникациях региона // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2016. № 1. С. 113-118.
  6. Давыдов Д.А. Непредсказанный посткапитализм: отчуждение и конкурентная борьба в сфере «производства личности» // Социум и власть. 2020. № 6 (86). С. 88-99. https://doi.org/10.22394/1996-0522-2020-6-88-99
  7. Ефанов А.А. Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 32-46. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1958
  8. Ефанов А.А. О понятийном аппарате современной коммуникологии // Современные дискурсы социологической теории и практики: материалы XVI Всероссийской очно-заочной научной конференции. М.: Спутник +, 2019. С. 16-18.
  9. Москальцова М.А. Эффект воздействия инфлюенсеров Instagram[69] на пользователей социальных сетей (на примере Fyre Festival) // Социальные коммуникации. Наука. Образование. Профессия. 2019. № 1. С. 70-74.
  10. Чугунова А.А. Профессия: инфлюенсер современности // Информация - Коммуникация - Общество. 2020. № 1. С. 277-282.
  11. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М.: Дашков и К°, 2010. 592 с.
  12. Шелонаев С.И. Эволюция и перспективы российского медиапространства // Современные СМИ в контексте информационных технологий: сборник трудов Первой Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 9-10 апреля 2014 г.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, 2015. С. 55-60.
  13. Freberg K., Graham K., McGaughey K. Who are the social media influencers? A study of public perceptions of personality // Public Relations Review. 2011. Vol. 37. No 1. Pp. 90-92. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2010.11.001
  14. Kapitan S., Silvera D.H. From Digital media influencers to celebrity endorsers: attributions drive endorser effectiveness, marketing letters // Marketing Letters. 2016. Vol. 27. No 3. Pp. 553-567. https://doi.org/10.1007/S11002-015-9363-0
  15. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. The people's choice. How the voter makes up his mind in a presidential campaign. New York: Columbia University Press, 1948. 178 p.
  16. Muzykant V.L., Muqsith V.A., Burdovskaya E.Y., Palagina I.V., Barabash V.V., Volkova I.I. Contemporary transportation applications as new forms of social construction technology // Proceedings of the 2021 5th World Conference on Smart Trends in Systems Security and Sustainability, WorldS4 2021. London: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2021. Pp. 6-11. https://doi.org/10.1109/WorldS451998.2021.9514063
  17. Pang A., Yingzhi Tan E., Song-Qi Lim R., Yue-Ming Kwan T., Bhardwaj Lakhanpal P. Building effective relations with social media influencers in Singapore // Media Asia. 2016. Vol. 43. No 1. Pp. 56-68. https://doi.org/10.1080/01296612.2016.1177962
  18. Yefanov A., Tomin V. Public opinion leaders designing in modern neo-information society // Fourth International Scientific Conference Communication Trends in the Post-literacy Era: Multilingualism, Multimodality, Multiculturalism. Dubai: KnE Social Sciences, 2020. Pp. 299-311. https://doi.org/10.18502/kss.v4i2.6348

© Ефанов А.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах