Деструкция толерантности в пьесе Олжаса Жанайдарова «Алдар»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается преломление категории «толерантность» в пьесе О. Жанайдарова «Алдар» посредством интерпретации образа Другого-мигранта. Анализ произведения выстроен с позиций новой драмы и коммуникативного насилия как одного из ее основных принципов. Изображение мигранта в пьесе подчиняется целому ряду характеристик, которые работают на общий замысел - отразить острое неравенство, мировую хаотичность, деконструкцию нравственных установок. Отсюда и понятие толерантности подвергается полному разложению, разрушению - деструкции. Дискурс Другого позволяет драматургу вести повествование на основе перформативного принципа с применением определенного культурного кода, который также рассматривается как Другой. Конструируя конфликт персонажа с системой, которая зиждется на фундаменте насилия, автор реализует принцип гиперреализма, в свою очередь обнажающий скрытые ранее проблемы, разъедающие общество. Другой в данном случае оказывается сигналом о необходимости перекраивать «больной», деструктивный миропорядок, который интерпретируется обществом как нечто само собой разумеющееся, незыблемое. Однако может ли Другой стать действенным рычагом к пониманию толерантности в ее «здоровых» значениях, изменив насильственные, извращенные принципы реальности - на этот вопрос ответа пока не дано.

Об авторах

Анастасия Леонидовна Нечаева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nasteknecha1@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-4690-2723

аспирант, кафедра истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Российская Федерация, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность». URL: https://asmolovpsy.ru/wp-content/uploads/2022/11/o-smyslah-ponyatiya-tolerantnost.pdf (дата обращения: 26.02.2022).
  2. Бахтин М.М. Проблема автора. Автор и герой в эстетической деятельности. URL: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/5_1.html (дата обращения: 24.02.2022).
  3. Гоголь Н.В. Шинель. URL: https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index.html (дата обращения: 26.02.2022).
  4. Жанайдаров О. Алдар. https://lubimovka.art/zhanaydarov (дата обращения: 26.02.2022).
  5. Козлова В. Социальный театр в современной России // Театр. 2019. № 40. URL: https://oteatre.info/sotsialnyj-teatr-v-sovremennoj-rossii/ (дата обращения: 26.02.2022).
  6. Леви-Стросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. М.: Текст, 2016. 160 с.
  7. Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. 376 с.
  8. Руднев П. Алдар. URL: https://pavelrudnev.livejournal.com/2331866.html (дата обращения: 26.02.2022).
  9. Сартр Ж.П Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. URL: http://psylib.org.ua/books/sartr03/index.htm (дата обращения: 25.02.2022).
  10. Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство. URL: https://tolstoy.ru/online/online-publicism/patriotizm-i-pravitelstvo/index.xhtml?ysclid=l2ten8u7an (дата обращения: 26.02.2022).

© Нечаева А.Л., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах