Сдвиг медиапотребления в России: обзор тенденций (2016-2021)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Глубокое проникновение интернета в Россию, массовое распространение смартфонов и вступление во взрослую жизнь представителей цифрового поколения привели к существенным изменениям в потреблении медиа последнего пятилетия. Можно констатировать, что поступательные количественные трансформации обернулись качественным цифровым сдвигом. Объемы использования цифровых медиа растут: почти во всех возрастных группах использование мессенджеров, социальных сетей, поисковиков, онлайн-видеосервисов превосходит традиционные медиа. В 2021 г. цифровые платформы заняли восемь первых мест в рейтинге медиаплощадок по размерам аудитории в России. Одновременно с этим наблюдается снижение телесмотрения, растет фрагментация аудитории, а самым популярным видеосервисом в стране стала платформа YouTube. Падает интерес к чтению газет, журналов, прослушиванию эфирного радио. По значимости источников новостей и доверию к ним интернет превосходит телевидение во всех аудиториях. В исследовании приводятся статистические данные, не опубликованные прежде. Комплексный анализ выявленных тенденций развития цифровых медиа позволил сделать концептуальный вывод о качественном сдвиге медиапотребления в России в период 2016-2021 гг.: этот временной промежуток обозначен впервые.

Об авторах

Максим Львович Поляков

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: polyakov-ml@ranepa.ru
ORCID iD: 0000-0001-6110-7045

автор и руководитель магистратуры «Цифровые коммуникации и новые медиа», старший преподаватель, кафедра интегрированных коммуникаций, Институт общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы; профессор кафедры международной журналистики, Московский государственный институт международных отношений

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82, корп. 2; Российская Федерация, 119454, Москва, пр-кт Вернадского, д. 76

Николай Андреевич Слепцов

Российский университет дружбы народов

Email: nicksleptsov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3447-8008

аспирант, кафедра массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Ачкасова К. Медиапотребление 2022 // Форум «РИФ 2022». Mediascope, 2022. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/fd8/RIF_mediapotreblenie.pdf (дата обращения: 25.06.2022)
  2. Волкова И.И., Проскурнова Е.Л., Чан Т.Т.З. О перспективах новостного телевидения: материалы глубинных интервью // Научный диалог. 2021. № 3. С. 157-170. http://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-157-170
  3. Краснова М. Аудитория ВКонтакте 2021: ежегодный рост продолжается // vc.ru. 2021. URL: https://vc.ru/vk/279614-auditoriya-vkontakte-2021-ezhegodnyy-rost-prodolzhaetsya (дата обращения: 25.06.2022)
  4. Попонов М. Аудитория радио: основные тенденции на локальных рынках // Локальное радио: инновации и перспективы: конференция РАР. Mediascope, 2021. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/20f/Mediascope_РАР_2021_15_06.pdf (дата обращения: 25.06.2022).
  5. Табакова О. Медиапотребление в России - 2020 // Исследовательский центр компании «Делойт» в СНГ. М., 2020. URL: https://oohmag.ru/wp-content/uploads/2020/11/mediapotreblenie-v-rossii-2020.pdf (дата обращения: 25.06.2022)
  6. Kemp S. Digital 2022: global overview report // Hootsuite. 2022. URL: https://hootsuite.widen.net/s/zcdrtxwczn/digital2021_globalreport_en (accessed: 24.03.2022)
  7. Newman N., Fletcher R., Schulz A., Andi S., Nielsen R.K. Reuters Institute digital news report 2020 // Oxford: Reuters Institute for the Study of Journalism, 2020. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/digital-news-report-2020 (accessed: 24.03.2022).

© Поляков М.Л., Слепцов Н.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах