Структурные и семиотические особенности виртуального нарратива в иммерсивных проектах РИА.Lab

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются семиотические особенности виртуального нарратива в проектах РИА.Lab - иммерсивной платформы ведущего российского информационного агентства МИА «Россия сегодня». Целью является выявление и анализ структурных и семиотических элементов виртуального нарратива применительно к проектам иммерсивной журналистики. Выделены семиотические особенности VR-нарратива с учетом мультимодальной природы виртуальной реальности и симулятивного аспекта знаковой системы иммерсивных произведений. Выдвигается тезис о том, что виртуальное пространство является не только средой повествования с особым топосом, хронотопом и другими элементами нарратива, но и само по себе является смыслообразующим элементом, участвующим в процессе семиозиса, элементом виртуальной «языковой игры». Рассматривается модальная многомерность VR, которая, являясь элементом мультимодального информационно-коммуникационного универсума, в свою очередь, включает в себя другие модальности (телевидение, радио, кинематограф, печатные форматы). Рассматривается тезис о необходимости соблюдения баланса между моделированием и симуляцией в иммерсивной журналистике. Обозначена специфика конвенциальных условий интерпретации знаков-симулякров в виртуальном пространстве, зависящих от степени их тождества объектам реальной действительности. Отмечены возможности увеличения прагматической эффективности виртуального повествования за счет увеличения вариативности аффордансов, использования полимодальных эмфаз и других средств виртуальной реальности.

Об авторах

Олег Робертович Самарцев

Ульяновский государственный университет

Email: olegsamar@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-1236-4410

доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики

Российская Федерация, 432970, Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42

Вера Михайловна Латенкова

Академия медиаиндустрии

Email: latenkova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2488-4712

кандидат филологических наук, ученый секретарь

Российская Федерация, 127562, Москва, ул. Октябрьская, 105, корп. 2

Николай Андреевич Слепцов

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: nicksleptsov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-3447-8008

аспирант кафедры массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10, корп. 2

Список литературы

  1. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. М.: АСТ, 2020. 384 с.
  2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / пер. с фр. М.: ПОСТУМ, 2015. 240 с.
  3. Дзялошинский И.М. Цифровые коммуникационные сервисы в эпоху формирования искусственного интеллекта // Журналист. Социальные коммуникации. 2021. Т. 41. № 1. C. 11-33.
  4. Замков А.В., Крашенинникова М.А., Лукина М.М., Цынарева Н.А. Иммерсивная журналистика: подходы к теории и проблемам образования // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017. Т. 13. № 1. С. 166-172.
  5. Захарова С.В. Виртуальная реальность в смыслах и значениях языка // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 29 (167). Философия. Социология. Культурология. Вып. 13. С. 7-11.
  6. Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности // Political science (RU). 2016. № 3. С. 77-100.
  7. Лайкова А.А., Логачева А.С. Аффорданс в веб-интерфейсе // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2016. Т. 2. № 12. С. 748-750.
  8. Мадиану М., Миллер Д. Полимедиа: новый подход к пониманию цифровых средств коммуникации в межличностном общении // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 1. С. 334-356. https://doi.org/10.14515/monitoring.2018.1.17.
  9. Новикова А.А., Кирия И.В. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник СанктПетербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. Вып. 2. С. 276-288. https://doi.org/10.21638/11701/spbu09.2018.210.
  10. Пензина А.И., Пархитько Н.П. Анализ концепции Жана Бодрийяра в формировании гипер- и виртуальной реальности в СМИ // Социология. 2019. № 1. С. 78- 81.
  11. Самойлова Е.О., Шаев Ю.М. Компьютерные игры как виртуальный нарратив // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. Т. 64. № 2. С. 171-173.
  12. Уткин А., Покровская Н. Белое зеркало: учебник по интерактивному сторителлингу в кино, VR и иммерсивном театре. М.: Альпина Паблишер, 2020. 236 с.
  13. Шитенко Ю.О. «Новостные игры» как феномен журналистики // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 350-356.
  14. Юл Й. Рассказывают ли игры истории? Краткая заметка об играх и нарративах // Философско-литературный журнал «Логос». 2015. Т. 25. № 1 (103). С. 61-78.
  15. Buerkle R. Of worlds and avatars: a playercentric approach to videogames: Dissertation. University of Southern California Digital Library, 2008. 467 p.
  16. Cowger T., Tritz J. (2021). Narrative Analysis Research: A Tool for Extension Educators // The Journal of Extension. Vol. 57. No. 6. URL: https://tigerprints.clemson.edu/joe/vol57/iss6/1 (accessed: 25.01.2022).
  17. Juul J. Games Telling Stories? A Brief Note on Games and Naratives. LOGOS Philosophical and Literary Journal. 2015. Vol. 25(1-103). P. 61-78.
  18. Sun Y., Suthers D. Cultural Affordances and Social Media // Proceedings of the 54th Hawaii International Conference on System Sciences. January 2021. P. 3017-3026.
  19. Uskali T., Gynnild A., Jones S., Sirkkunen E. Immersive Journalism as Storytelling. Ethics, Production, and Design London and New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2021.
  20. Vyas D., Chisalita C., Gerrit C. van der Veer. Affordance in Interaction // Proceedings of the 13th European Conference on Cognitive Ergonomics. 2006. P. 92-99. https://doi.org/10.1145/1274892.1274907.

© Самарцев О.Р., Латенкова В.М., Слепцов Н.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах