К вопросу оценки креативной компетенции студентов-журналистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данное исследование предлагает эффективную методику развития оценки креативности студентов-журналистов. В рамках вузовского обучения предлагается акцентировать внимание преподавателей на создании особой образовательной среды (медиапарка), где прогрессивные формы и методы обучения, игровые методики используются системно, в контексте экологии медиапроцессов. Особенность методики состоит в том, что по окончании учебно-воспитательного процесса (создание конкретного медиапродукта силами обучающихся) измеряется его эффективность с помощью сравнения исходных и конечных показателей креативной компетенции студентов-журналистов. Автор предлагает использовать тест речемыслительной креативности С. Медника, основанный на оценке уровня развития мышления и речи обучающегося в их взаимосвязи, что для будущих журналистов является крайне важным. Приводятся результаты практического применения данного вида оценки. Актуальность и новизна проблематики обусловлены следующими обстоятельствами. С одной стороны, активные формы и методы обучения, в том числе проектная деятельность, нашли широкое применение в вузах, с другой стороны, методика оценки креативной компетенции студентов в настоящее время недостаточно разработана и практически не применяется в учебном плане. Также следует признать, что оценка данной компетенции и вообще продуктов творчества, к которым, безусловно, относится журналистский текст, сложна и неоднозначна, поскольку на нее влияет большое количество субъективных факторов. В статье предлагается один из способов решения указанного противоречия.

Об авторах

Виктор Викторович Гаврилов

Сургутский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: victorg12@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1279-3066

кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования и журналистики

Российская Федерация, 626417, Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2

Список литературы

  1. Артемова Ю.В. Подготовка журналиста в вузе: развитие профессиональных компетенций: учебное пособие. Елец: ЕГУ им. Бунина, 2021.
  2. Артемова Ю.В., Артемов А.С. Развитие творческой активности студентов в образовательном пространстве вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. Т. 50, № 2. С. 58-65.
  3. Водяха С.А. Креативная компетентность: подходы к измерению // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях: сборник научных статей. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2012. C. 28-33.
  4. Волкова И.И., Десяева Н.Д., Кильпеляйнен Е.С., Алгави Л.О. Геймификация в образовании: поединок с боссом // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2017): сборник научных трудов междунар. научно-практ. конференции, Москва, 7-8 июня 2017 г. М.: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. С. 330-340.
  5. Волкова И.И., Уразова С.Л., Писарева М.Н. Критерии формирования коммуникативного пространства в студенческой среде: погружение в творчество // Ученые записки Забайкальского университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 75-81.
  6. Ершов Ю.М. Модели журналистского образования в цифровую эпоху // Журналистский ежегодник. 2016. № 5. С. 13-16.
  7. Ильичева В.В., Кузьменкова К.Е. Мультимедийный портал как площадка для развития профессиональных навыков // Проблемы современного радиовещания: материалы I научно-практической конференции, 9 апреля 2015 г., Москва / под ред. В.В. Барабаша. М.: РУДН, 2015. С. 32-38.
  8. Малахова Н.Н., Бессарабова О.Н. Формирование креативной компетентности в системе образования инновационного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 1. С. 139-143.
  9. Методы психологической диагностики / под ред. В.Н. Дружинина, Т.В. Галкиной. М.: Институт психологии РАН, 1993. 88 c.
  10. Олешко В.Ф. Печатные СМИ в контексте новых моделей информационного взаимодействия с аудиторией // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 14-15 апреля 2016 года. Екатеринбург, 2016. С. 59-62.
  11. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
  12. Темняткина О.В. Оценка результатов образования обучающихся ОУ НПО и СПО на основе компетентностного подхода: методическое пособие. Екатеринбург, ИРРО, 2009. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-39066.html?page=4 (дата обращения: 29.01.2022).
  13. Трушевская А.А. Развитие технологий коучинга в образовательном пространстве вуза // Проблемы современной экономики. 2013. Т. 45. № 1. С. 227-231.
  14. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. 2011. № 1. URL: https://eidos-institute.ru/journal/ (дата обращения: 29.01.2022).
  15. Шестеркина Л.П., Марфицына А.Р. Проектная журналистика и современные тенденции журналистского образования // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 1. С. 40-48. https://doi.org/10.21209/2658-7114-201914-1-40-48

© Гаврилов В.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах