Особенности формирования имиджа России на медиаплатформах Сербии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Любая сетевая медиаплатформа, как целостная многофункциональная мультимедийная система, априори обладает совокупностью технологических преимуществ для трансляции общественно значимой информации, при этом медиатекст является ключевым элементом интернет-коммуникаций. В связи с этим медиаплатформу можно рассматривать как одно из наиболее эффективных средств формирования имиджа государства. Авторы проверяют эту гипотезу на эмпирическом материале конкретных медийных платформ Сербии: изучаются медиатексты 2020-2021 годов, посвященные России (ее политике, культуре, истории). Исследовательский вопрос связан с выявлением особенностей формирования и продвижения имиджа России на «цифровой территории» родственного народа. Существует междисциплинарная как теоретическая, так и практическая потребность в изучении медиатекста сетевых платформ как феномена, активно осваивающего мультимедийный формат и различные каналы дистрибуции. Авторы используют лингвистический анализ текстов о России, выявляя стереотипы, присущие жителям Балкан относительно россиян. Было установлено, что на современный имидж Российской Федерации в этом регионе влияют стереотипы, отраженные в текстах, размещенных на сербских медиаплатформах. Особое внимание уделено медиатекстам, отражающим период укрепления международного авторитета России как независимого, последовательно реализующего свою внешнюю политику государства. Проведенное исследование актуально для объективной оценки отношения Балкан к России в контексте вековых межгосударственных связей и традиций славянского мира. Тексты сербских онлайн-медиа демонстрируют понимание авторами ценности общего национально-культурного наследия, лингвокультуры русского и сербского народов. Функционирование современных медиа на Балканском полуострове, выходящих на сербохорватском языке, рассматривается применительно к формированию национального гражданского общества, заинтересованного не только в родном языке, но и в интеграции в славянскую культуру в целом, в развитии эффективного сотрудничества с Россией. Используя технологические возможности медиаплатформ, было установлено, что моделирование имиджа России в сербских медиа в период 2020-2021 гг. является элементом комплексного мультимедийного воздействия на их аудиторию. Результаты проведенного исследования показывают, что репрезентация имиджа России проводилась системно - с учетом ценностей, потребностей и предпочтений южнославянских народов.

Об авторах

Звездан Кунич

Российский университет дружбы народов

Email: zvjezdan@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0582-5450

аспирант кафедры массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2

Валерий Леонидович Музыкант

Российский университет дружбы народов

Email: vmouzyka@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9422-351X

доктор социологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10/2

Наталия Панасенко

Университет Свв. Кирилла и Мефодия в Трнаве

Автор, ответственный за переписку.
Email: lartispanasenko@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4377-9088

доктор филологических наук, профессор кафедры языковой коммуникации факультета массмедиальной коммуникации

Словакия, 91701, Трнава, пл. Й. Герду, 2

Список литературы

  1. Быков И.А. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования: монография. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2013. 200 с.
  2. Волкова И.И., Ашур Х.Ю.Д. Медиаобраз Иордании в интернет-СМИ Рунета: особенности «неперсонификации» // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 39-50. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2021.10(1).39-50
  3. Гавра Д.П., Савицкая А.С. Структурная модель имиджа государства / региона // Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике. Вып. 4: сб. статей / отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб.: Роза мира, 2006. С. 24-43.
  4. Грабельников А.А., Нгуен Тхи Зиу. Образ России во вьетнамских сетевых СМИ // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 114-127.
  5. Громова Т.Н. Структура медиаобраза России: внешнеполитический аспект // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2016. № 4(21). С. 62-67.
  6. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. Москва: Флинта, 2014. 203 c.
  7. Епископ Афанасий (Евтич). Духовная жизнь сербов // Pravmir. 20.10.2009. URL: https://www.pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-serbov/ (дата обращения: 01.04.2021).
  8. Карпова С.В., Захаренко И.К. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 439 с.
  9. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / пер. с англ. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 376 с.
  10. Красноярова О.В. Новые медиаплатформы: принципы функционирования и классификация // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 1. С. 45-57.
  11. Милошевич Б. Современная пресса Боснии и Герцеговины о России // Вестник Череповецкого государственного университета. 2009. № 1. С. 58-62.
  12. Милошевич З. Русский язык в демократической Сербии. 14 марта 2020. URL: https://regnum.ru/news/society/2884163.html (дата обращения: 23.06.2021).
  13. Музыкант В.Л., Кунич З., Марьянович Д. Духовный стих в российско-сербской лингвокультурной традиции: стилистика речевых ресурсов // Вестник славянских культур. 2021. Т. 59. С. 248-267. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-59-248-267
  14. Най Дж.С. Гибкая власть: как добиться успеха в мировой политике. Новосибирск; Москва: Фонд социопрогностических исследований «Тренды», 2006. 221 с.
  15. Нистратов А.А., Тарасов Е.Ф. Психологический анализ авто- и гетеростереотипов русских // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. № 1-2 (32-33). С. 229-241.
  16. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.: СмартБук. 6-е изд., стер. 2009. 575 с.
  17. Святитель Николай Сербский (Велимирович). За крест честной и свободу золотую. Бог даровал сербам вождя Карагеоргия // Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. 2020. № 30. URL: http://www.pafnuty-abbey.ru/publishing/6333/ (дата обращения: 21.11.2021).
  18. Хочунская Л.В. Медиаобраз как инструмент ценностной и социальной идентификации // Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы. М.: Российский университет дружбы народов. 2016. С. 316-320.
  19. Экосистема медиа: цифровые модификации: монография / ред. С.Л. Уразова. Челябинск: ЮУрГУ, 2021. 246 с.
  20. Bielik P., Višňovský J. Explanatory journalism - a new way how to communicate in digital era // Media literacy and academic research. 2021. Vol. 4. № 1. P. 24-37.
  21. Greguš Ľ., Kačincová Predmerská A. The foreign news and media image of the European Union in current television news production // Communication today. Vol. 11. 2020. № 2. P. 84-102.
  22. Mináriková J., Blahút D. & Višňovský J. Hi-tech and eye-catching alike: information in the multiplatform era // European journal of media, art & photography. 2020. Vol. 8. № 2. P. 118-126.
  23. Panasenko N., Greguš Ľ., & Zabuzhanska I. Conflict, confrontation, and war reflected in mass media: semantic wars, their victors and victims. // Lege artis. Language yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 3. № 2. P. 132-163. https://doi.org/10.2478/lart-2018-0017
  24. Panasenko N., Kryachkov D. Some text categories in media communication // Text - Sentence - Word. Studies in English Linguistics. Vol. IV. / A. Uberman & A. Trinder (Eds.). Rzeszów: Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2020. P. 85-97.
  25. Panasenko N., Krajčovič P. & Stashko H. Hard news revisited: a case study of various approaches to the incident at the primary school reflected in the media // Communication today. 2021. Vol. 12, № 1. P. 112-128.
  26. Višňovský J., Radošinská J. Online journalism: current trends and challenges // The evolution of media communication / B.P. Acuña (Ed.). Rijeka: InTech, 2017. P. 3-22.

© Кунич З., Музыкант В.Л., Панасенко Н., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах