Гай Фокс и антиномии цифровой эры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется феномен превращения образа Гая Фокса в мем - общезначимый символ. История становления символа, объединившая события Порохового заговора начала XVII века и общественные движения начала XXI века, рассматривается как своего рода естественный лонгитюдный эксперимент, проливающий свет на процесс эволюции личности и ключевые проблемы цифровой эры. Выдвигается гипотеза об изначально амбивалентном характере празднования «Ночи Гая Фокса» как символической реализации интенций, табуированных социальной иерархией. Анализируются аллюзии на тему Порохового заговора в массовой культуре, особенности использования имени и маски Гая Фокса в качестве элементов самоидентификации. Делается вывод о том, что символическая идентификация с Гаем Фоксом свидетельствует о возрастании потребности общества в независимости и самоорганизации и резком обострении антиномических отношений между официальной и неофициальной культурой, впервые описанных М. Бахтиным на примере средневекового карнавала. Рассматривается роль, которую сыграли древние кельтские мистерии и современные цифровые технологии в эволюции символа. Показано, как архаические ритуалы способствовали переосмыслению образа Гая Фокса в русле бинарных оппозиций коллективной психики. Особенности развития «феномена Гая Фокса» в условиях цифрового общества рассматриваются как предиктор очередного этапа эволюции общества и личности.

Об авторах

Елена Евгеньевна Пронина

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: pronina.elena@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8715-830X

доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 9

Список литературы

  1. Ассанж Дж. Неавторизованная автобиография. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. 264 с.
  2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Эксмо, 2015. 640 с.
  3. Конан Дойль А. Обряд дома Месгрейвов // Конан Дойль А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 2. М.: Правда, 1966. С. 90-110.
  4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Неоклассик, Астрель, АСТ, 2011. 544 с.
  5. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Медиапсихология: новейшие информационные технологии и феномен человека // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 151- 161.
  6. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: МГУ, 2002. 320 с.
  7. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. 754 с.
  8. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. 608 с.
  9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. М.: Политиздат, 1989. 573 с.
  10. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М.: Эксмо, 2006. 958 с.
  11. Cain А. We asked 3 etiquette experts whether it’s OK to call people ‘guys’ - and learned all about the word’s weird history // Businessinsider. 2016, November 5. URL: https://www.businessinsider.com/the-weird-history-of-the-word-guys-2016-11 (accessed: 10.06. 2021). Moore A., Lloyd D. V for Vendetta. New York: DC Comics, Inc., 1990
  12. Reich J.E. David Lloyd on ‘V For Vendetta’ and the Guy Fawkes Mask’s Legacy // Techtimes. 2015. November 5. URL: https://www.techtimes.com/articles/103476/20151105/guy-fawkes-day-v-for-vendetta-legacy.htm (accessed: 10.06.2021).
  13. Porter R. (Ed.) Myths of the English. Cambridge: Polity Press, 1993. 288 p
  14. Pronin E., Pronina E. Communication openness and information security: borders and guarantees. Media, communication and the open society. M.: IKAR, 1999. Р. 243-247.
  15. Sharpe J. Remember, Remember the Fifth of November: Guy Fawkes and the Gunpowder Plot. Croydon: Profile Books; New Ed edition, 2006. 240 p.

© Пронина Е.Е., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах