Иммерсивные технологии в медиа: формируя концепцию порождающей медиатизации?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Практики так называемой иммерсивной медийной коммуникации развиваются в последние несколько лет. Характеристики, инфраструктура, социальные аспекты иммерсивной медийной ситуации выявлены благодаря применению многоуровневой структурно-функциональной методологии и позволяют зафиксировать ее особость на всех уровнях. Новый формат иммерсивной медийной ситуации обусловливает изменения в подходах к изучению данной специфической персональной коммуникации. В статье впервые для исследования иммерсивной коммуникативной медийной ситуации предложен генеративный подход. Подход релевантен топологическому мышлению и современному представлению об имманентной картине мире, когда человек и технология становятся партнерами в процессе создания новой формы. Наряду с генеративным подходом и генеративным дизайном обоснована необходимость применения релевантных парадигм и методов психологии для формирования новых теоретико-методологических оснований иммерсивной медиакоммуникации, ориентированной на пользователя. Вводится ряд новых понятий и терминов. В частности, термин «иммерсивная гипермедиация» фиксирует редукцию иммедиации как классического критерия эффективности медиа. В итоге анализ сущности и особенностей иммерсивных медийных проектов позволяет зафиксировать предпосылки иммерсивной смены парадигмы в изучении медиатизации.

Об авторах

Марина Григорьевна Шилина

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Автор, ответственный за переписку.
Email: marina.shilina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-9608-352X

профессор

Российская Федерация, 115093, Москва, Стремянный пер., 36

Юлия Вирт

Университет прикладных наук Западной Швейцарии

Email: Julia.wirth@he-arc.ch
ORCID iD: 0000-0002-1006-9349

доцент Высшей школы менеджмента

Швейцария, 2000, Невшатель, Espace de l’Europe 21

Список литературы

  1. Волкова И.И. Игровые форматы мультимедийной журналистики // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2014. № 1. С. 105-112.
  2. Friedman, D., & Kotzen, C. (2018). Immersive Journalism: The New Narratives / Robot Journalism: Human Journalism Survive? (pp. 79-91).
  3. Ferjoux, C., & Dupont, R.E. (2020). Journalisme immersif et empathie: l’émotion comme connaissance immédiate du réel. Communiquer. Retrieved May 25, 2021, from 10.4000/communiquer.5477' target='_blank'>http://journals.openedition.org/communiquer/5477;doi: 10.4000/communiquer.5477
  4. Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. Методологический эскиз становления Интернета. М., 2012.
  5. Грау О. Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований. СПб.: Эйдос, 2013.
  6. Дерюгина О. Иммерсивные и интерактивные среды. URL: https://redmuseum. church/deryugina-environments (дата обращения: 25.05.2021).
  7. Negroponte, N. (1970). The Architecture Machine. Cambridge, MIT Press.
  8. Коломиец В.П. Концептуализация медиакоммуникации // Медиаскоп. 2019. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2575 doi: 10.30547/mediascope.4.2019.2 (дата обращения: 25.05.2021).
  9. Flavián, C., Ibáñez-Sánchez, S., & Orús, C. (2019). The impact of virtual, augmented and mixed reality technologies on the customer experience. Journal of Business Research, (100), 547-560. doi: 10.1016/j.jbusres.2018.10.050
  10. Новикова А.А., Кирия И.В. Эстетика иммерсивности: особенности творческой деятельности журналиста в мультимедийных и трансмедийных проектах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2018. Т. 15. № 2. С. 276-288. doi: 10.21638/11701/spbu09.2018.210
  11. Livingston, S. (2008). Mediatization of Everything.
  12. O’Sullivan, P.B., & Carr, C.T. (2018). Masspersonal Communication: A Model Bridging the Mass-Interpersonal Divide. New Media & Society, 20(3), 1161-1180. doi: 10.1177/1461444816686104
  13. Артамонова Ю.Д., Володенков С.В. Медиатизация как исследовательский концепт: основные предпосылки, формирование и возможности дальнейшего развития. Praema // Журнал визуальной семиотики. 2021. № 2. С. 9-27.

© Шилина М.Г., Вирт Ю., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах