Теоретическое восприятие трансгрессивной роли и идентичности современной журналистики: революция или эволюция?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Журналистика как понятие и одновременно ярко выраженное явление социальной действительности возникло более двух столетий назад и с тех пор активно используется в академической литературе применительно к изучению СМИ в различных странах. Между тем сам термин «журналистика» сегодня нередко трактуется слишком широко, что делает его неопределенным, а подчас и выводит его за рамки научного пространства. Цель данной статьи - понять, как именно трансформировалась в наше время роль средств массовой информации и журналистики и почему они трактуются так, а не иначе. С одной стороны, упрощенные трактовки становятся возможными вследствие целого ряда социально-политических, экономических и технологических вызовов, с которыми сталкивается современная медиасфера и которые влияют на журналистскую профессию. С другой стороны, восприятие журналистики подвержено влиянию бесконечных иллюзий, возникающих в современную эпоху и только усиливающихся с ее развитием. Все это подчас приводит теорию журналистики к «состоянию неопределенности» как среди теоретиков, так и практиков, что выхолащивает ее сущность и напрямую влияет на эффективность ее практической реализации.

Об авторах

Грег Саймонс

Упсальский университет; Уральский федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gregmons@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-6111-5325

доктор философии, доцент, профессор Гуманитарного института Уральского федерального университета (Россия) и Института российских и евроазиатских исследований Университета в г. Упсала (Швеция).

Швеция, Упсала, SE-751 05, P.O. Box 256; Российская Федерация, 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19

Дмитрий Стровский

Научный центр обороны и коммуникаций при Aриэльском университете; Институт международных исследований Сычуаньского университета

Email: strovsky@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1651-2484

профессор, доктор политических наук, исследователь Центра обороны и коммуникаций при Ариэльском университете (Ариэль, Израиль), профессор Института международных исследований Сычуаньского университета (Чэнду, Китай).

Израиль, Ариэль, ул. Рамат ХаГолан, 65; Китай, 610065, Чэнду, Южная секция 1б Джихуан роуд, 24

Список литературы

  1. Baker, C. E. (2007). Media Concentration and Democracy: Why Ownership Matters. New York: Cambridge University Press.
  2. Bivens, T. (2010). Mixed Media: Moral Distinctions in Advertising, Public Relations and Journalism. New York: Routledge.
  3. Boréus, K, & Bergström, G. (2017). Analysing Text and Discourse: Eight Approaches for the Social Sciences. Thousand Oaks (CA): Sage Publishing.
  4. Blumler, J.G., & Kavanagh, D. (1999). The Third Age of Political Communication: Influences and Features. Political Communication, 16(3), 209-230.
  5. Buschow, C. (2020). Practice-Driven Journalism Research: Impulses for a Dynamic Understanding of Journalism in the Context of its Reorganization. Studies in Communication Sciences, 1(1), 1-15.
  6. Castells, M. (2013). Communication Power. Oxford: Oxford University Press.
  7. Deuze, M. & Witschge, T. (2020). Beyond Journalism. Cambridge: Polity Press.
  8. DiMaggio, P.J., & Powell, W.W. (1991). Introduction. In P.J. DiMaggio, & W.W. Powell (Ed.) The New Institutionalism in Organizational Analysis. Chicago (IL): The University of Chicago Press.
  9. Dunaway, J. (October 2008). Markets, Ownership, and the Quality of Campaign News Coverage. The Journal of Politics, 70(4), 1193-1202.
  10. Fenton, N. (2014). Defending Whose Democracy? Media Freedom and Media Power. Nordicom Review, (35) Special Issue, 31-43.
  11. Fereday, J., & Muir-Cochrane, E. (2006). Demonstrating Rigor Using Thematic Analysis: A Hybrid Approach of Inductive and Deductive Coding and Theme Development. International Journal of Qualitative Methods, 5(1), 80-92.
  12. Franklin, B., Hamer, M., Hanna, M., Kinsey, M., & Richardson, J.E. (2011). Key Concepts in Journalism Studies. London: Sage.
  13. Gant, S. (2007). We’re all Journalists Now: The Transformation of the Press and Reshaping of the Law in the Internet Age. New York: Free Press.
  14. Garnier, M., van Wessel, M., Tamas, P.A., & van Bommel, S. (2020). The Chick Diffusion: How Newspapers Fail to Meet Their Normative Expectations Regarding Their Democratic Role in Public Debate. Journalism Studies, 21(5), 636-658.
  15. Giles, R.H. (2010). An Emergent Neo-journalism: The Decline and Renewal of News Media. In Harvard International Review. Fall (pp. 36-40).
  16. Hackett, R.A. (2010). Journalism for Peace and Justice: Towards a Comparative Analysis of Media Paradigms. Studies in Social Justice, 4(2), 179-198.
  17. Hallin, D. and Mancini, P. (2004). Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press.
  18. Hamada, B.I. (2016). Towards a Global Journalism Ethics Model: An Islamic Perspective. The Journal of International Communication, 22(2), 188-208.
  19. Hellmueller, L., Vos, T.P., & Poepsel, M.A. (2013). Shifting Journalistic Capital? Transparency and Objectivity in the Twenty-First Century. Journalism Studies, 14(3), 287-304.
  20. Корконосенко С.Г. Движение в терминологическом аппарате теории журналистики // УМО-регион. Вып. 3: Какой журналистике учим? Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2006.
  21. Kovach, B., & Rosenstiel, T. (2011). Blur: How to Know What is True in the Age of Information Overload. New York: Bloomsbury.
  22. Kovach, B., & Rosenstiel, T. (2007). The Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect. New York: Three Rivers Press.
  23. McChesney, R.W. (2003a). The Problem of Journalism: A Political Economic Contribution to an Explanation of the Crisis in Contemporary US Journalism. Journalism Studies, 4(3), 299-329.
  24. McChesney, R.W. (2003). Journalism, Democracy, … and Class Struggle. Monthly Review, 52(6), 1-15.
  25. McNair, B. (2009). Journalism in the 21st Century - Evolution, not Extinction. Journalism, 10(3), 347-349.
  26. McNair, B. (2004). The Sociology of Journalism. London: Arnold Publishers.
  27. McQuail, D. (2009). Diversity and Convergence in Communication Science: The Idea of ‘National Schools’ in the European Area.’ In Communicative Approaches to Politics and Ethics in Europe: The Intellectual Work of the 2009 ECREA European Media and Communication Doctoral Summer School. (Ed.) N. Carpentier, P. Pruulmann-Vengerfeldt, R. Kilborn, T. Olsson, H. Nieminen, E. Sundin and K. Nordenstreng. Tartu: Tartu University Press.
  28. Mickiewicz, E. (2008). Television, Power, and the Public in Russia. Cambridge: Cambridge University Press.
  29. Mosco, V. (2009). The Future of Journalism. Journalism, 10(3), 350-352.
  30. Munoz-Torres, J.R. (2012). Truth and Objectivity in Journalism: Anatomy of an Endless Misunderstanding. Journalism Studies, 13(4), 566-582.
  31. O’Sullivan, J., & Heinonen, A. (2008). Old Values, New Media: Journalism Role Perceptions in a Changing World. Journalism Practice, 2(3), 357-371.
  32. Palmer, R., Toff, B., & Nielson, R.K. (2020). “The Media Covers Up A Lot of Things”: Watchdog Ideals Meet Folk Theories of Journalism. Journalism Studies, 21(14), 1973-1989.
  33. Pickard, V. (2020). Restructuring Democratic Infrastructures: A Policy Approach to the Journalism Crisis. Digital Journalism, 8(6), 704-719.
  34. Rusbridger, A. (2010). The Splintering of the Fourth Estate. The Guardian [Online]. Retrieved March 1, 2021, from https://www.theguardian.com/commentisfree/2010/ nov/19/ open-collaborative-future-journalism, 19 November 2010.
  35. Schutz, A. (1967). The Phenomenology of the Social World (G. Walsh & F. Lehnert, Trans.). Evanston, IL: North Western University Press. (Original German work published 1932).
  36. Seiffert, W. (2007). Russia’s Role in the New World Order [Online]. URL: http:// www.currentconcerns.ch/index.php?id=455.
  37. Shaya, G. The Myth of the Fourth Estate: What is the True Purpose of Journalism? Lapham Quarterly. Retrieved December 1, 2012, from https://www.laphamsquarterly.org/ roundtable/myth-fourth-estate, 3 April 2012.
  38. Tapp, J. Andrew Fowler: “Why Journalism is in Decline”, ABC News [Online]. Retrieved March 1, 2021, from http://www.abc.net.au/news/2015-08-04/tapp-why- journalism-is-in-decline/6670076, 4 August 2015.
  39. Tribusean, I. (2020). The Use of VR in Journalism: Current Research and Future Opportunities. In T. Jung, M. Tom Dieck, P. Rauschnabel (Ed.) Augmented Reality and Virtual Reality: Changing Boundaries in a Dynamic World (pp. 227-239) Cham: Springer.
  40. Tumber, H. (2001). Democracy in the Information Age: The Role of the Fourth Estate in Cyberspace. Information, Communication & Society, 4(1), 95-112.
  41. Turcotte, J., York, C., Irving, J., Scholl, R.M., & Pingree, R. J. (June 2015). News Recommendations from Social Media Opinion Leaders: Effects on Media Trust and Information Seeking. Journal of Computer-Mediated Communication, 20(5), 520-535.
  42. Wahl-Jorgensen, K. (2020). An Emotional Turn in Journalism Studies. Digital Journalism, 8(2), 175-194.
  43. Waisbord, S. (2007). Democratic Journalism and “Statelessness”. Political Communication, 24(2), 115-129.

© Саймонс Г., Стровский Д., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах