Онтология смерти в романе М. Шишкина «Письмовник»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Выявляются и характеризуются ключевые бытийные грани осмысления феномена смерти в романе М. Шишкина «Письмовник». В анализируемом произведении, как и в художественном мире Шишкина вообще, категория смерти предстает одним из важнейших объектов художественной рефлексии. Исследование раскрывает противоположные грани постижения названного феномена: смерть как безусловное зло и чудовищный абсурд (что подчеркивается многочисленными антиэстетическими характеристиками образов умирания и гибели в романе), и в то же время преодолимость смерти и того зла, которое она несет в себе, расценивание мортальности в художественном пространстве романа не только как деструктивного начала, но и как необходимого элемента онтологического равновесия и выражения скрытой от несовершенного человеческого сознания мудрости мироустройства. Аргументируется идея о глубинном внутреннем единстве категорий смерти и любви в романе. Осмысливается парадоксальная идея Шишкина о танатологической стихии как сфере жизнепорождения. Формулируются выводы о нео-модернистских ориентирах творчества писателя.

Об авторах

Дарья Владимировна Кротова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: da-kro@yandex.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. М. Шишкин о своем новом романе «Письмовник». Беседа с Л. Данилкиным // Афиша Daily. 2010, 16 августа. URL: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/ mihail_shishkin/ (дата обращения: 20.07.2020).
  2. Шишкин М. Письмовник. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. 414 с.
  3. Кузмин М. Предисловие к сборнику А. Ахматовой «Вечер». URL: http://kuzmin. lit-info.ru/kuzmin/kuzmin-kritika/k-sborniku-anny-ahmatovoj-vecher.htm (дата обращения: 20.07.2020).
  4. Гумилев Н. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1991. 590 с.
  5. Солнцева Н.М., Хлебус М.А. Буква и слово в пространстве художественного текста (С. Есенин, М. Шишкин) // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Т. 23. № 1. С. 36-40. https://doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-1-36-41
  6. Кротова Д.В. Современная русская литература. Постмодернизм и неомодернизм. М.: МАКС Пресс, 2018. 224 с.
  7. Солдаткина Я.В. Неомодернистские тенденции в современной русской прозе // Литературоведение на современном этапе. Теория. История литературы. Творческие индивидуальности. К 130-летию со дня рождения Е.И. Замятина: по материалам Международ. конгресса литературоведов (1-4 октября 2014 г.). Тамбов - Елец: Елецкий гос. ун-т имени И.А. Бунина, 2014. Вып. 2. Кн. 2. С. 377-381.
  8. Шишкин М. «Роман всегда умнее автора». Беседа с Н. Кочетковой // Известия. 2010, 12 февраля. URL: https://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/mihail_ shishkin/interview.html (дата обращения: 20.07.2020).
  9. Ничипоров И.Б. Люди и тексты в романе Михаила Шишкина «Письмовник» // Русистика без границ. 2019. № 3. С. 15-22.
  10. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии. Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе ХХ века. М.: РУДН, 2010. 491 c.

© Кротова Д.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах