«Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева: заглавие цикла как историко-литературная проблема

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается тургеневский цикл «Стихотворений в прозе», заглавие которого неоднократно менялось при работе писателя над текстом. Долгие годы Тургенев трудился над своим последним произведением, вобравшем в себя основные мотивы его творчества, и искал наиболее подходящее заглавие, которое смогло бы передать авторские интенции, меняя его с «замогильного» Posthuma до жанроопределяющего «Стихотворения в прозе». Освещаются основные гипотезы о выборе того или иного заглавия Тургеневым, а также предложено собственное видение эволюции понятий «посмертное» - «старческое», которые оказываются тесно связаными в мировоззрении писателя. Последовательный анализ существующих заглавий издания, осуществленный в данном исследовании, обнаруживает логику тургеневских трансформаций, где страх смерти постепенно сменяется мыслями о будущей новой жизни за пределами земной жизни. Актуальность исследования продиктована отсутствием единого подхода к наименованию и трактовке последнего тургеневского цикла среди исследователей, в то время как заглавие, как полагали еще современники Тургенева, во многом предопределяет восприятие всего произведения. Научная новизна работы дополняется привлечением к анализу авторского французского перевода, который до настоящего времени фактически не рассматривался учеными, что позволяет расширить материал исследования и более четко проследить авторскую стратегию при выборе наименования цикла, которая была сохранена и при публикации цикла за рубежом.

Об авторах

Юлия Дмитриевна Бурмистрова

Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tweeeca@gmail.com

кандидат филологических наук, ассистент Института филологии

Российская Федерация, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Психология искусства / общ. ред. В.В. Иванова; коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; вступит. ст. А.Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. 4-е изд., стер. М.: КомКнига, 2006.
  3. Стасюлевич М.М. Из воспоминаний о последних днях И.С. Тургенева // Вестник Европы. 1883. № 10. С. 847-854.
  4. Рыбина М.С. «Senilia. Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева и «Гаспар из тьмы» А. Бертрана: поэтика жанра: дис. … канд. филол. наук. М., 2011.
  5. Геймбух Е.Ю. Лирическая прозаическая миниатюра в системе родов и жанров (лингвостилистический аспект). М.: МГПУ, 2004.
  6. Беляева И.А. Система жанров в творчестве И.С. Тургенева. М.: МГПУ, 2005.
  7. Алексеев М.П. «Стихотворения в прозе». Примечания // Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.: сочинения: в 12 т. Т. 10. М.: Наука, 1982. С. 442-475.
  8. Невзоров Н.К. И.С. Тургенев и его последние произведения «Стихотворения в прозе» и «Клара Милич». Казань: Университетская типография, 1883.
  9. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.: сочинения: в 12 т. Т. 6. М.: Наука, 1981. С. 96.
  10. Шаталов С.Е. Проблемы поэтики И.С. Тургенева. М.: Просвещение, 1969.
  11. Клеман М.К. Летопись жизни и творчества И.С. Тургенева. М. - Ленинград: Academia, 1934.
  12. Стасюлевич М.М. От редакции // Вестник Европы. 1882. Т. IV. С. 473-474.

© Бурмистрова Ю.Д., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах