Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме клипового мышления поколения Z. Цель исследования - определить наиболее эффективные методики работы с клиповым мышлением с учетом особенностей восприятия информации современными студентами. Рассматривается феномен клипового мышления, его характеристики и истоки возникновения. Выделены позитивные и негативные черты данного явления, представлены эффективные методики построения учебного процесса в вузе с учетом тенденции к клиповому потреблению информации учащимися. Сделан вывод о том, что клиповое мышление - закономерный процесс и необходимо уметь грамотно работать с данным феноменом, присущим поколению Z. Показано, что обширный выбор диджитал-инструментов меняет образ жизни молодого поколения, а современных студентов характеризует многозадачность, быстрота реакции, высокая степень адаптивности. Cделан вывод о том, что необходимо формировать у студентов аналитическое и понятийное мышление в сочетании с клиповым. При этом не следует пытаться переделать учащихся или бороться с «клиповостью», работа по традиционным методикам не эффективна в современном учебном процессе. Предложено практиковать требующие активных действий вовлекающие кейсы, которые ориентированы на оперативность мышления, мультизадачность. На основе метода включенного наблюдения, в рамках преподавательского опыта авторов эмпирически (включенное наблюдение, эксперимент, опрос) обоснована специфика применения кейс-метода при обучении студентов, который развивает креативные способности, повышает уровень аналитического и критического мышления, позволяет работать с большим объемом информации, изучать предложенные бизнес-ситуации, анализировать данные и принимать на основе этого решения. В процессе обучения предложено практиковать учебно-поисковые методы в режиме диалога, конструирование ситуаций, интерактивы, мобильность, частую смену деятельности, многозадачность. Клиповым мышлением следует грамотно управлять, использовать его положительные характеристики и составлять эффективные учебные программы с применением актуальных онлайн и оффлайн-технологий.

Об авторах

Асия Радолевна Бухарбаева

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: asiya.bukharbaeva@gmail.com

кандидат политических наук, доцент кафедры интегрированных коммуникаций

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Людмила Валентиновна Сергеева

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: lu.sergeeva1@gmail.com

старший преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций

Российская Федерация, 119571, Москва, пр-кт Вернадского, д. 82

Список литературы

  1. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
  2. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с.
  3. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос. 2010. URL: http://www.topos.ru/article/7371 (дата обращения: 15.08.2020).
  4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
  5. Cапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 2. С. 24-30.
  6. Бухарбаева А.Р. Современные тенденции в обучении студентов-бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» в российских вузах // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2018. Т. 26. № 4. С. 130-135.
  7. Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В. Сфера подготовки специалистов в области PR: тренды, прогнозный аспект // Тренды и управление. 2018. № 3. С. 147-153. doi: 10.7256/2454-0730.2018.3.25849.
  8. Волкова И.И., Уразова С.Л., Писарева М.Н. Критерии формирования коммуникативного пространства в студенческой среде: погружение в творчество // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 15. № 1. С. 75-81. doi: 10.21209/2658-7114-2020-15-1-75-81.

© Бухарбаева А.Р., Сергеева Л.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах