Становление иновещания в России и за рубежом: историко-генетический и компаративистский анализ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье проведен историко-генетический и компаративистский анализ иновещания. В хронотопическом аспекте сравниваются передовой опыт зарубежных стран (Германии, Англии, Франции, США) и особенности становления иновещания в России. Выделяются основные этапы развития иновещания. Определяются доминирующие медиакоммуникационные каналы, посредством которых осуществляется иновещательная деятельность. По итогам проведенного исследования формируется вывод, что на первом этапе своего развития иновещание не представляло собой инструмент внешней политики и способствовало скорее культурному обогащению и поддержке своих соотечественников в других странах. Однако военное время предопределило будущую тональность иновещания - пропагандистскую направленность. В период Второй мировой войны иновещание во многих странах использовалось с целью дискредитации врага, а также мотивации военнослужащих и населения в тылу. В период Холодной войны иновещание усилило пропагандистское предназначение, продолжая реализовывать в своем дискурсе диффамационные стратегии относительно конкурентов и противников, на фоне чего сформировалось новое понятие «информационная война». В целом иновещание как дискурсивная стратегия преимущественно используется в ходе геополитических конфликтов - как открытых, так и латентных. В процессе эволюции медиакоммуникаций наблюдалось усиление борьбы за влияние на внешнюю аудиторию, которое наиболее отчетливо проявилось в результате реализации иновещания в поле телевидения, исходя из аудиовизуальной природы данного вида медиа. В XXI веке информационная борьба за интерпретацию социальной реальности и, как следствие, конструирование общественного мнения в мировом масштабе стали протекать в поле Интернета, где иновещание приобрело глобальный характер.

Об авторах

Александр Александрович Ефанов

Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина

Автор, ответственный за переписку.
Email: yefanoff_91@mail.ru

кандидат социологических наук, доцент кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации

Российская Федерация, 117485, Москва, ул. Академика Волгина, д. 6

Наиля Эхсан кызы Эфендиева

Международное информационное агентство «Россия сегодня»

Email: nailyaefendieva@gmail.com

магистр филологии, редактор объединенной дирекции иновещания МИА «Россия сегодня».

Российская Федерация, 119021, Москва, Зубовский б-р, д. 4

Список литературы

  1. Акопова А.Л. Особенности развития иновещания в России (на примере радиокомпании «Голос России» и сайта Sputnik МИА «Россия сегодня») // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. № 3. С. 84-86.
  2. Быстрицкий А.Г., Шариков А.В., Бережная В.С. Тенденции развития эфирного русскоязычного радиовещания за рубежом в 2010-2018 годах // Международная жизнь. 2018. № 11. С. 36-53.
  3. Гачечиладзе И. Глобальное иновещание Франции на современном этапе: телевизионные каналы в борьбе за зарубежную аудиторию // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2006. № 3. С. 90-97.
  4. Даутова Р.В. Специфика иновещания на республиканском радио ТАССР // Казанская наука. 2019. № 5. С. 30-32.
  5. Ершов Ю.М. Глобализация и моделирование национальных медиасистем // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 2 (10). С. 81-88.
  6. Наоваф И. Вещание «Московского радио» на страны Ближнего и Среднего Востока в советский период // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011. № 1. С. 64-72.
  7. Наоваф И. Особенности регионального подхода в российском иновещании: история и современность: дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 178 с.
  8. Иваницкая Е.И., Дмитриев О.А. Российское иновещание сегодня: от международной пропаганды к альтернативному информационному вещанию // МедиаАльманах. 2017. № 1 (78). С. 69-79.
  9. Иваницкая Е.И. Современное вещание на зарубежные страны: «Голос России». 1993-2003 гг. (концепция, структура, жанровые особенности): дис.. канд. филол. наук. М., 2003. 209 с.
  10. Темиров М.С. Конвергенция медиаплатформ в американском иновещании: методология и тенденции // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 2. С. 216-222.
  11. Черданцева М.В. «Мягкая сила» иновещания // Современные научные исследования и разработки. 2018. Т. 2. № 5 (22). С. 583-587.

© Ефанов А.А., Эфендиева Н.Э., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах