Источники поэмы Фирдоуси «Шах-наме»
- Авторы: Бондарь М.Н.1
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Выпуск: Том 25, № 4 (2020)
- Страницы: 724-733
- Раздел: Литературоведение
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/25457
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-4-724-733
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается одна из центральных проблем исследования поэмы Фиродуси «Шах-наме» (X в.) - источники, на которые опирался поэт при создании своего авторского эпоса. В современной иранистике сосуществуют разные точки зрения и продолжается дискуссия между сторонниками гипотезы о переработке Фирдоуси прозаических источников в стихи и теми, кто видит в поэте скорее гениального компилятора и новатора, переложившего в стихах на новоперсидском языке (дари) эпические сказания о царях и героях, то есть фольклорную поэзию, созданную на среднеперсидском языке. Обнаружение и накопление филологических аргументов, указывающих на то, что в поэме под оболочкой новоперсидского стиха «скрыта» среднеперсидская эпическая поэзия, принадлежит к актуальным проблемам иранистического литературоведения, поскольку сама эта поэзия не была записана и ее подлинные тексты до нас не дошли. Для проверки гипотезы о возможной опоре эпоса Фирдоуси на устную поэтическую традицию было выбрано и проанализировано некоторое количество строк поэмы (бейтов), содержащих имя главного отрицательного персонажа «Шах-наме» Ахримана, с применением устной теории Пэрри - Лорда, в результате которого была выявлена формульная рифма. Стабильность рифмы и формульных выражений, в которых встречается слово «Ахриман» позволяет сделать выводы, что, по всей видимости, существовала устная традиция описания Злого Духа, ведущая свое начало со времен Древнего Ирана и создания Авесты, сохранившаяся до времен Фирдоуси. Данные такого анализа подкрепляют гипотезу об опоре эпоса Фирдоуси на устную поэтическую традицию.
Ключевые слова
Об авторах
Мария Николаевна Бондарь
Российский государственный гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mar2102@yahoo.com
аспирантур кафедры истории и филологии Южной и Центральной Азии Института восточных культур и античности
Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская пл., д. 6Список литературы
- Minorsky, V. (1956). The Older Preface to the Shāh-namā. Studi Orientalistici in Onore di Giorgio Levi della Vida 1-2, 52(2), 159-179.
- Hämeen-Antilla, J. (2018). Khwādaynāmag: The Middle Persian Book of kings. Studies in Persian Cultural History (vol. 14). Boston, Leiden, Brill.
- Nöldeke, T. (1930). The Iranian National Epic. Philadelphia, Porcupine Press.
- Omidsalar, M. (2011). Poetics and Politics of Iran’s National Epic, the Shāhnāmeh. Literatures and Cultures of the Islamic World. New York, Palgrave Macmillan.
- Omidsalar, M. (1996). Unburdening Ferdowsi. Journal of the American Oriental Society, 116(2), 235-242.
- Rubanovich, J. (2013). The Shāh-namā and Medieval Orality: Critical Remarks on the ‘Oral Poetics’ Approach and New Perspectives. Middle Eastern Literature, 16(2), 217-226.
- Shapur, A. (1991). Ferdowsi: A Critical Biography. Costa Mesa, CA, Mazda Publishers.
- Фирдоуси. Шах-наме. О происхождении книги. URL: https://ganjoor.net/ferdousi/ shahname/aghaz/sh8/ (дата обращения: 12.07.2020).
- Фирдоуси. Шах-наме. О создании поэмы. URL: https://ganjoor.net/ferdousi/shahname/ aghaz/sh10/ (дата обращения: 12.07.2020).
- Ferdowsi. (n.d.). Shahnāma. Retrieved July 12, 2020, https://ganjoor.net/ferdousi/ shahname/qmars/sh1/ Фирдоуси. Шах-наме. URL: https://ganjoor.net/ferdousi/shahname/qmars/sh1/ (дата обращения: 12.07.2020).
- Davidson, O.M. (2000). Comparative Literature and Classical Poetics: Seven Essays. Mazda Publishers.
- Davis, D. (1995, October - December). The problem of Ferdowsi sources. Journal of the American Oriental Society, 115(4), 48-57.
- Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. М.: Издательство восточной литературы, 1960. Т. 1. 555 с.
- Davidson, O.M. (1994). Poet and Hero in the Persian Book of Kings. Cornell University Press.
- Davidson, O.M. (1985). The Crown Bestower in the Iranian Book of Kings. Paper in Honour of prof. Mary Boyce. Acta Iranica 24-25, 1, 61-148.
- Davidson, O.M. (1988). A Formulaic Analysis of Samples Taken from the Shahnama of Firdausi. Oral Tradition, 3(1-2), 88-105.
- Davidson, O.M. (1998). The Text of Ferdowsi’s Shahnama and the Burden of the Past. Journal of the American Oriental Society, 118(1), 63-68.
- Лорд А.Б. Сказитель. М.: Восточная литература РАН, 1994. 369 с.
- Гринцер П.А. Эпические формулы в “Махабхарате” и “Рамаяне” // Типологические исследования по фольклору. М.: Наука, 1975. С. 156-181.
- Ferdowsi. (n.d.). Shahnāma. Kayumars. Retrieved July 12, 2020, https://ganjoor.net/ ferdousi/shahname/qmars/sh1/
- Ferdowsi. (n.d.). Shahnāma. Siavosh. Retrieved July 12, 2020, https://ganjoor.net/ ferdousi/shahname/siavosh/sh18/
- Ferdowsi. (n.d.). Shahnāma. Anushirvan. Retrieved July 12, 2020, https://ganjoor.net/ ferdousi/shahname/anooshirvan/sh5/
![](/img/style/loading.gif)