Концепт «нео-» и романы Ж. Роденбаха: между романтизмом и символизмом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Разнообразные формы переходности в литературе и искусстве рубежа XIX и XX вв. недостаточно исследованы. Использование концепта «нео-» позволяет уточнить представления о неоромантизме, сложившиеся в современной науке. В статье анализируется романное наследие бельгийского писателя Роденбаха как явление переходное, сближающее тетралогию писателя с романтизмом, Парнасом и символистской французской поэзией; как явление, органично включающее бельгийскую литературу в европейское пространство интертекстуальности. Доказывается, что обращение к проблемам искусства, художника-творца, «прекрасной души» связывает Роденбаха с традициями йенского романтизма, на новом этапе развития литературы создает трансформацию романтического мифа. Идеал искусства не подвергается девальвации, но художник, живущий в обществе, неизменно терпит поражение. Предаваясь земной страсти, вступая в конфликт с социумом и самим собой, он изменяет идеалу. Реальная жизнь порождает иллюзии и самообман, ведет героя к катастрофе. Роденбах использует романтическую модель мифологизации, насыщая ее символическими аллюзиями и знаками, в преддверии модернизма создает неоромантический романный синтез.

Об авторах

Нинель Анисимовна Литвиненко

Московский государственный областной университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ninellit@list.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры истории зарубежных литератур

Российская Федерация, 141014, Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Список литературы

  1. Coudurier P. Le «néo» dans les cultures européennes: sources, héritages et réécritures dans la littérature / CRINI (Centre de Recherche sur les Identités Nationales et l'Interculturalité. Nantes: Université de Nantes, 2012. URL: https://www.fabula.org/../le-neo-dans-les-cultures-europeennes-sources-heritages-et-reecritures-dans-la-litterature_54068.php (accessed: 20.09.2020)
  2. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. С. 5-62.
  3. Толмачёв В.М. О границах символизма // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Филология. Философия. История. 2004. № 3. С. 247-267.
  4. Литвиненко Н.А. Романы Роденбаха: особенности поэтики // Вопросы филологии. 2017. № 2 (58). С. 64-71.
  5. Goffin J. Le secret de Bruges-la-Morte. 2017. Рp. 41-49. URL: http://bruges-la-morte.net/wp-ontent/uploads/Le-secret-de-Bruges-la-Morte.pdf (accessed: 01.09.2020).
  6. Rodenbach G. Les essais critiques d'un journaliste // Textes de littérature moderne et contemporaine / choix de textes précédés d'une étude par Paul Gorceix; préface de Jacques de Decker. Paris: Honoré Champion, 2007. No. 93. 360 p. URL: https://www.lachouette librairie.com/livre/631144-les-essais-critiques-d-un-journaliste-georges-rodenbach-honore-champion (accessed: 15.07 2020).
  7. Кристоф Ш. Конец века // Новое литературное обозрение. 2018. № 1. С. 9-23.
  8. Goffin J. Annexe 1: Le Carillonneur en écho à Bruges-la-Morte? Extrait du Secret de Bruges-la-Morte sur le site. 2017. URL: http://bruges-la-morte.net/wp-content/uploads/ Analyse-du-Carillonneur-de-Rodenbach.pdf (accessed: 10.08.2020).
  9. Синило Г. Функции пасторальной и идиллической топики в немецкой поэзии рубежа XIX-XX веков (Фридрих Ницше, Стефан Георге) // Пастораль: бегство от действительности или приближение к ней?: cб. науч. трудов. М.: РГУ имени А.Н. Косыгина, 2018. С. 53-85.

© Литвиненко Н.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах