Омонимическая и тавтологическая рифма в поэзии К. Симонова

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуются омонимические и тавтологические рифмы как форма языковой игры в поэзии К. Симонова. Изучение рифм в поэзии названного автора, как и обращение в связи с его творчеством к категориям игровой поэтики, осуществляется впервые. Для обозначения частотного у Симонова переходного случая между двумя видами рифм вводится термин «полисемантическая рифма». Выявлена динамика предпочтений рифм и выдвижения их функций на протяжении творчества Симонова. В ранних поэмах он активно обращается к омонимическим рифмам, имеющим характеризующую и миромоделирующую функции. Рифма становится частью более сложной игры и усиливается повторами однокоренных и сходнозвучащих слов, создающих плотную семантическую сетку из важных для Симонова понятий. В зрелом творчестве поэт чаще обращается к полисемантической рифме, а если ставит в позицию конца строки омонимы, то не всегда рифмует их друг с другом. При сохранении прежних функций к ним добавляются традиционная юмористическая и композиционная, связанная с обособлением строк в качестве самостоятельных афоризмов.

Об авторах

Инесса Николаевна Коржова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: clean24@yandex.ru

докторант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Александр Владимирович Леденёв

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: aledenev@mail.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса филологического факультета

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Лазарев Л.И. Поэзия Константина Симонова // Симонов К.М. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1982. С. 5-68.
  2. Симонов К.М. Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1982. 623 c.
  3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
  4. Гаспаров М.Л. Рифмы омонимические и тавтологические // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 2. С. 44-57.
  5. Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова. К проблеме игрового стиля: автореф. дис.. д-ра филол. наук. Ростов н/Д, 2004. 46 с.
  6. Корниенко О.А. Игровая поэтика в литературе. Киев: Вид-во НПУ імені М.П. Драгоманова, 2017. 242 с.
  7. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург: УралГПИ, 1996. 215 с.
  8. Симонов К. Повесть о трех братьях // Знамя. 1936. № 8. С. 164-168.
  9. Симонов К. Возвращение // Октябрь. 1937. № 7. С. 140-146.
  10. Симонов К. Павел Черный. М.: Советский писатель, 1938. 83 с.
  11. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. М.: Академия, 2004. 208 с.
  12. Жирмунский В. Теория стиха. Л.: Советский писатель, 1975. 664 с.
  13. Тынянов Ю. Проблемы поэтического языка. Л.: Academia, 1924. 139 с.
  14. Гаспаров М.Л. Очерки истории русского стиха. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 349 с.
  15. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение. Л.: Учпедгиз, 1959. 535 с.

© Коржова И.Н., Леденёв А.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах