Феномен фанатского творчества: основные направления изучения
- Авторы: Алгави Л.О.1, Харченко А.В.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 25, № 3 (2020)
- Страницы: 531-541
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/24829
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2020-25-3-531-541
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления зарубежных и отечественных исследований фан-сообществ и фанатского творческого производства. Синтезируются теоретические знания, собранные за рубежом. Медиафэндомы понимаются как интерпретативные, партисипативные сообщества, способные оказывать влияние на медиапроизводство, фанфикшен - как одна из форм выражения критики и различных потенциальных смыслов оригинального произведения. Отечественное научное сообщество также называет фэндом «интерпретативным сообществом», а фанфикшен - литературным текстом, выполняющим функцию демонстрации множества индивидуальных читательских интерпретаций произведения. Выявлено, что при наличии некоторых отличий в подходах к изучению фанатского творчества прослеживается общая исходная установка на активность аудитории. Особое внимание уделяется исследованию коллективного смыслообразования и способов выражения различных толкований оригинального медиаисточника.
Ключевые слова
Об авторах
Лейла Омаровна Алгави
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: algawy_lo@rudn.ru
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Алина Вадимовна Харченко
Российский университет дружбы народов
Email: alva.kharchenko@gmail.com
соискатель степени кандидата филологических наук кафедры массовых коммуникаций филологического факультета
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Список литературы
- Hellekson K. The Fan Experience // A Companion to Media Fandom and Fan Studies. John Wiley & Sons, 2018.
- Tulloch J. Watching Television Audiences: Cultural Theories & Methods. London: Arnold, 2000.
- The Audience Studies Reader / ed. by W. Brooker et al. Psychology Press, 2003.
- Hall S. Encoding/Decoding // Media and Cultural Studies. Keyworks. London: Blackwell Publishers, 2001.
- Morley D.G. The Nationwide Audience. British Film Institute, 1980.
- Fish S. Interpreting the “Variorum” // Critical Inquiry. 1976. Vol. 2. No. 3. Pp. 465-485.
- Jenkins H. Fandom, Negotiation, and Participatory Culture // A Companion to Media Fandom and Fan Studies. John Wiley & Sons, 2018. Pp. 13-26.
- Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. Routledge, 2012.
- Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. MIT Press, 2009.
- Kelty C. et al. Seven Dimensions of Contemporary Participation Disentangled // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015. Vol. 66. No. 3. Pp. 474-488.
- Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX - начала XXI века (творчество поклонников Дж.К. Ролинг): дис.. канд. филол. наук. Калининград, 2008.
- Соколова Н.Л. Трансмедиа и «интерпретативные сообщества» // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 3 (4). С. 16-21.
- Тимошенко Е.К. Стратегии российского фанфикшена по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2015. Т. 25. № 6. С. 89-94.
- Горалик Л. Как размножаются Малфои: жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиаконтентом // Новый мир. 2003. № 12. С. 131-146.
- Busse K. Intimate Intertextuality and Performative Fragments in Media Fanfiction // Fandom: Identities and Communities in a Mediated World. 2017. Pp. 45-60.
- Busse K., Hellekson K. Introduction: Work in Progress // Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. Jefferson: McFarland & Company, 2006.
- Коробко М.А. Признак коллективности в фанфикшн и письменных формах современного фольклора // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 220-223.
- Федорчук М.А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов): дис.. канд. филол. наук. Орел, 2017.
- Розанов К.А. Студенческая жизнь в новейшей российской интернет-литературе: автореф. дис.. канд. филол. наук / Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2010.
- Антипина Ю.В. Литературное интернет-творчество фанатов: педагогический аспект // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2011. № 2. С. 121-125.