Феномен фанатского творчества: основные направления изучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления зарубежных и отечественных исследований фан-сообществ и фанатского творческого производства. Синтезируются теоретические знания, собранные за рубежом. Медиафэндомы понимаются как интерпретативные, партисипативные сообщества, способные оказывать влияние на медиапроизводство, фанфикшен - как одна из форм выражения критики и различных потенциальных смыслов оригинального произведения. Отечественное научное сообщество также называет фэндом «интерпретативным сообществом», а фанфикшен - литературным текстом, выполняющим функцию демонстрации множества индивидуальных читательских интерпретаций произведения. Выявлено, что при наличии некоторых отличий в подходах к изучению фанатского творчества прослеживается общая исходная установка на активность аудитории. Особое внимание уделяется исследованию коллективного смыслообразования и способов выражения различных толкований оригинального медиаисточника.

Об авторах

Лейла Омаровна Алгави

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: algawy_lo@rudn.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Алина Вадимовна Харченко

Российский университет дружбы народов

Email: alva.kharchenko@gmail.com

соискатель степени кандидата филологических наук кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Hellekson K. The Fan Experience // A Companion to Media Fandom and Fan Studies. John Wiley & Sons, 2018.
  2. Tulloch J. Watching Television Audiences: Cultural Theories & Methods. London: Arnold, 2000.
  3. The Audience Studies Reader / ed. by W. Brooker et al. Psychology Press, 2003.
  4. Hall S. Encoding/Decoding // Media and Cultural Studies. Keyworks. London: Blackwell Publishers, 2001.
  5. Morley D.G. The Nationwide Audience. British Film Institute, 1980.
  6. Fish S. Interpreting the “Variorum” // Critical Inquiry. 1976. Vol. 2. No. 3. Pp. 465-485.
  7. Jenkins H. Fandom, Negotiation, and Participatory Culture // A Companion to Media Fandom and Fan Studies. John Wiley & Sons, 2018. Pp. 13-26.
  8. Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture. Routledge, 2012.
  9. Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. MIT Press, 2009.
  10. Kelty C. et al. Seven Dimensions of Contemporary Participation Disentangled // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2015. Vol. 66. No. 3. Pp. 474-488.
  11. Прасолова К.А. Фанфикшн: литературный феномен конца XX - начала XXI века (творчество поклонников Дж.К. Ролинг): дис.. канд. филол. наук. Калининград, 2008.
  12. Соколова Н.Л. Трансмедиа и «интерпретативные сообщества» // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 3 (4). С. 16-21.
  13. Тимошенко Е.К. Стратегии российского фанфикшена по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2015. Т. 25. № 6. С. 89-94.
  14. Горалик Л. Как размножаются Малфои: жанр «фэнфик»: потребитель масскультуры в диалоге с медиаконтентом // Новый мир. 2003. № 12. С. 131-146.
  15. Busse K. Intimate Intertextuality and Performative Fragments in Media Fanfiction // Fandom: Identities and Communities in a Mediated World. 2017. Pp. 45-60.
  16. Busse K., Hellekson K. Introduction: Work in Progress // Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet. Jefferson: McFarland & Company, 2006.
  17. Коробко М.А. Признак коллективности в фанфикшн и письменных формах современного фольклора // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. С. 220-223.
  18. Федорчук М.А. Специфика текстопорождения в фанфикшн (на материале русскоязычных фандомов): дис.. канд. филол. наук. Орел, 2017.
  19. Розанов К.А. Студенческая жизнь в новейшей российской интернет-литературе: автореф. дис.. канд. филол. наук / Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2010.
  20. Антипина Ю.В. Литературное интернет-творчество фанатов: педагогический аспект // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2011. № 2. С. 121-125.

© Алгави Л.О., Харченко А.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах