Особенности функционирования медиапространства Казахстана в условиях глобализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию медиапространства Республики Казахстан в условиях стремительно меняющихся глобализационных трендов и информационного противостояния мировых держав. С момента получения независимости Казахстан стремится к созданию собственного независимого информационного пространства. Этот процесс имеет ряд особенностей, таких как низкая конкурентоспособность национальных информационных агентств, медленное развитие нормативно-правовой базы в сфере обеспечения информационной безопасности, высокая политизированность, в том числе и в языковом вопросе, что обусловлено неоднородной языковой обстановкой, проблемами формирования национальных независимых информационных агентств, вызовами глобализации, самым актуальным из которых является растущее влияние глобальных СМИ. В статье затрагивается вопрос перехода Казахстана на латиницу, а также взгляды западных, российских и казахстанских исследователей на современное состояние медиапространства Казахстана. Обосновывается необходимость выработки путей минимизации внешнего информационного влияния на медиапространство Казахстана, которое все еще находится на этапе цифровой трансформации.

Об авторах

Зенебе Тафессе Кинфу

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: zen888kin@yandex.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Алина Александровна Фадеева

Российский университет дружбы народов

Email: alina.fadeeva1092@gmail.com

аспирант кафедры массовых коммуникаций филологического факультета

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Stults, R. (1986). Media Space, Xerox PARC. Retrieved from http://people.cs.vt.edu/ srh/Downloads/Media%20Space%20Report.pdf (accessed: 15.03.2019).
  2. McLuhan M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. Toronto: University of Toronto Press.
  3. Prokhorov, E.P. (1999). Regional'naya pressa v informatsionnom prostranstve Rossii [Regional press in Russian media landscape]. Retrieved from http://www.dzyalosh.ru/ 01-comm/books/regional-press/prohorov.html (accessed: 16.03.2018). (In Russ.)
  4. Fedorov, A.V. (2014). Slovar' terminov po mediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [Dictionary of media education, media pedagogy, media literacy, media competence terms]. Moscow: Direct-media Publ. (In Russ.)
  5. Ibraeva, G.Zh., Petrenko, S.Yu., & Buluktaev, Yu.O. (2004). Ekspertnaya otsenka mediaprostranstva Kazakhstana [Expert evaluation of the media landscape in Kazakhstan]. Retrieved from http://ecsocman.hse.ru/data/832/922/1219/013.IBRAEVA.pdf (accessed: 15.03.2019). (In Russ.)
  6. Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. Committee on Statistics. (2018). Pokazateli gosudarstvennykh i pravitel'stvennykh program [Indicators of state and government programs]. Retrieved from http://stat.gov.kz/faces/homePage/home Programm.pokazateli?_adf.ctrl-state=jr925mgus_86&_afrLoop=2339583839098541# %40%3F_afrLoop%3D2339583839098541%26_adf.ctrl-state%3Db8ferpvz7_4 (accessed: 20.06.2019). (In Russ.)
  7. Slobodyan, E. (2018, 20 February). Skol'ko v Kazakhstane russkoyazychnogo naseleniya? [How many Russian-speaking population is in Kazakhstan?] Argumenty i Fakty [Arguments and Facts]. Retrieved from http://www.aif.ru/society/people/skolko_v_ kazahstane_russkoyazychnogo_ naseleniya (accessed: 20.06.2019). (In Russ.)
  8. Interorga.ru. (2018). O razvitii SMI v Kazakhstane [The Development of Mass Media in Kazakhstan]. Retrieved from http://interorga.ru/mezhdunarodnye-otnosheniya/kazahstanv-mezhdunarodnyh-organizatsciyah/o-razvitii-smi-v-kazahstane.html (accessed: 20.06.2019). (In Russ.)
  9. BISAM Central Asia. Sociological and Marketing Research Center. (2016). Itogovyi otchet po rezul'tatam marketingovogo issledovaniya faktorov tarifoobrazovaniya uslug sredstv massovoi informatsii respubliki Kazakhstan s tsel'yu rascheta tarifnykh stavok dlya zakupki uslug po realizatsii gosudarstvennoi informatsionnoi politiki [Final report on the results of marketing research of rates setting factors for media services in the Republic of Kazakhstan with a view to calculating rates setting for the procurement of public information policy services]. Almaty. Retrieved from mic.gov.kz/sites/default/ files/pages/finalnyy_itogovyy_otchet_rus.pdf (accessed: 20.06.2019). (In Russ.)
  10. Drobyazko, E. (2015). V Kazakhstane nachalas' informatsionnaya voina - politolog [Information war started in Kazakhstan - politologist]. OpenAsia. Retrieved from http://theopenasia.net/ articles/detail/v-kazakhstane-nachalas-informatsionnaya-voynapolitolog/ (accessed: 15.03.2019). (In Russ.)
  11. Sabitov, D. (2016). Informatsionnaya bezopasnost' Kazakhstana: zashchita dannykh i smyslov [Information security of Kazakhstan: protection of data and meanings]. Institute of World Economy and Politics (IWEP) under the Fund of the First President of the Republic of Kazakhstan - The Leader of the Nation. Astana, Almaty. Retrieved from http://iwep.kz/files/attachments/article/2016-04-07/doklad informacionnaya_bezopasnost_ daniyar_sabitov.pdf (accessed: 15.03.2019). (In Russ.)
  12. Central Asia Monitor. (2014). Ugrozhayut li Kazakhstanu rossiiskie SMI? [Does Russian media threaten Kazakhstan?]. Retrieved from https://camonitor.kz/13908-ugrozhayutli-kazahstanu-rossiyskie-smi-aivanov.html (accessed: 15.03.2019). (In Russ.)
  13. Fridman, E., & Sheifer, R. (2011). New developments in Central Asian mass media research. Central Asia and the Caucasus, 14(4), 143-162.
  14. Digital Report. (2017, 7 September). Prezident Kazakhstana rasstavil prioritety: tsifrovizatsiya i kiberbezopasnost' na 8 meste [The President of Kazakhstan prioritized: digitalization and cybersecurity in the 8th place]. Retrieved from https://digital.report/ prezident-kazahstana-rasstavil-prioritetyi-tsifrovizatsiya-i-kiberbezopasnost-na-8-meste/ (accessed: 20.06.2018). (In Russ.)
  15. Bakhtigareev, R. (2017, 10 May). Bol'she ne mnogonatsional'nyi: Obzor SMI Kazakhstana [No longer multinational: Review of Kazakhstani media]. Regnum. Retrieved from https://regnum.ru/news/2273031.html (accessed: 15.03.2019). (In Russ.)
  16. Rushkoff, D. (1994). Media Virus! Hidden Agendas in Popular Culture. New York: Ballantine Books.
  17. Strategy “Kazakhstan-2050”. (2018). Gosudarstvennaya programma razvitiya i funktsionirovaniya yazykov v RK [State Program for the Development and Functioning of Languages in the Republic of Kazakhstan]. Retrieved from https://strategy2050.kz/ru/page/ gosprog5/ (accessed: 20.06.2019). (In Russ.)

© Кинфу З.Т., Фадеева А.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах