Хунхуз в литературной рецепции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Благородный разбойник - одни из архетипов в мировой художественной литературе. Хунхуз - восточный вариант образа благородного разбойника. Как и его аналог в европейской литературе, он выразил неоднозначность, амбивалентность человеческой натуры. В отличие от героев Ф. Шиллера, А.С. Пушкина и других, образ хунхуза менее всего отмечен романтическими чертами. В прозе русских писателей-эмигрантов харбинской диаспоры он выразитель китайской ментальности; на него спроецирована специфика ориентализма, и вместе с тем его образ предельно объективен, что прежде всего характеризует прозу П.В. Шкуркина - автора этнографической прозы о разбойниках пограничной зоны российского Дальнего Востока, Маньчжурии, Кореи и Монголии. Контекст составляют произведения Ши Найаня, Пушкина, Шиллера, английского фольклора и т. д. Сопоставительный анализ позволяет выявить индивидуальные черты художественного восприятия хунхузничества Шкуркиным. Доказывается, что интерпретация Шкуркиным хунхуза близка образу разбойника в китайской, английской, немецкой литературе, а также в русской литературе XIX-XX вв.

Об авторах

Линь Гуаньцюн

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: linguantsyun@mail.ru

аспирант кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Наталья Михайловна Солнцева

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Email: natashasolnceva@yandex.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса

Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1

Список литературы

  1. Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 (82) т. Т. 37а (74). Ч. 2. СПб.: Типография Акционерного общества Брокгауз - Ефрон, 1903. 789 с.
  2. Меряшкина Е.В. Образ хунхуза в прозе писателей дальневосточного зарубежья // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. Т. 3. № 4 (60). С. 175-180.
  3. Шкуркин П.В. Хунхузы. Этнографические рассказы // Литература русских эмигрантов в Китае: в 10 т. Т. 3. Соната над Хинганом. Пекин: Китайская молодежь, 2005. С. 482-549.
  4. Забияко А.А., Дябкин И.А. Образ разбойника в контексте «фронтирной мифологии» дальневосточной эмиграции // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях: материалы международной научно-практической конференции, 5-6 марта 2011 года. Пенза - Прага: Социосфера, 2011. С. 170-182.
  5. Солнцева Н.М. Поэтическая этнология С. Есенина («Пугачев») // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2015. № 4. С. 9-19.
  6. Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. М.: Художественная литература, 1960. С. 286-411.
  7. Солнцева Н.М. Художественно-историческая проза 1920-1950-х годов // История русской литературы ХХ века. 20-50-е годы. Литературный процесс. М.: Изд-во Московского университета, 2006. С. 289-328.
  8. Есенин С.А. Пугачев // Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. (9 кн.). Т. 3. М.: Наука - Голос, 1998. С. 7-512.
  9. Саид Э. Ориентализм. Западные концепции Востока. М.: Русский Мiръ, 2006. 636 с.

© Гуаньцюн Л., Солнцева Н.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах