Аннотация
В персоязычной поэзии постклассического периода (XVI-XVII вв.) можно встретить значительное число сравнительно мало изученных произведений, посвященных Кашмиру, - региону, расположенному на северо-западе полуострова Индостан. На настоящий момент в иранистике не существует единого мнения относительно жанровой природы «кашмирских стихов», что и привело к подробному рассмотрению проблемы. В статье предпринята попытка выявить жанровую принадлежность стихов о Кашмире, написанных выдающимся персидским поэтом Кудси Машхади, творчество которого никогда не становилось объектом исследования отечественной иранистики. В результате анализа основных мотивов и топосов «кашмирских стихов» Кудси было установлено, что они относятся к дескриптивной поэзии, при этом дескриптивные мотивы могут быть помещены в контекст восхваления или жалоб. В качестве генетической основы таких произведений выступают главным образом мотивы дескриптивной, панегирической и календарной поэзии. Также можно утверждать, что с точки зрения генезиса «кашмирские стихи» Кудси не восходят к жанру «шахрашуб» . Наличие в «кашмирских стихах» Кудси и произведениях, относящихся к жанру «шахрашуб» , сходных мотивов свидетельствует о переносе последних из жанра в жанр - в данном случае из жанра «шахрашуб» в жанр описания ( васф ) или с объекта на объект (с описания города на описание края и наоборот), что демонстрирует прием транспозиции ( накл ) и отражает стандартные трансформации мотивов в рамках канонического типа творчества. Кроме того, проведенный анализ показал, что термин «буколический» явно не соответствует жанровой природе «кашмирских стихов» Кудси. Исследование генезиса и эволюции «кашмирских стихов» призвано способствовать реконструкции процесса формирования персоязычной пейзажной лирики XIX в.