Внутрилитературный синтез как жанрообразующий фактор в повести С. Георгиевской «Любовь и кибернетика»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена анализу стилеобразующей роли явлений внутрилитературного синтеза в повести С. Георгиевской «Любовь и кибернетика». Показано, как в результате синтеза в повести органически слились прозаическая оболочка, с одной стороны, и содержание, развертываемое по принципам лирической поэзии, с другой. Лиризации прозы С. Георгиевской способствует обращение автора к возможностям художественного синтеза. Поэтический мир С. Георгиевской характеризуется своеобразной взаимопроницаемостью разных жанровых структур, в ряду которых одно из существенных мест принадлежит сказочной модальности. Обращение к жанровому канону сказки вскрывает мифопоэтические основы ее поэтического мышления, восприимчивость к архетипическим образам-символам. Отмечается, что в повести просматриваются черты драматического рода литературы: акцент делается прежде всего на действии, внешнем и внутреннедуховном, и отсюда - некая сценарность происходящего. По результатам анализа делается вывод об удачном и весьма продуктивном использовании С. Георгиевской возможности внутрилитературного синтеза, о чем свидетельствует весь ассоциативный строй повести, ее композиция, система персонажей, совокупность мотивов и тем.

Об авторах

Ольга Николаевна Челюканова

Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: ecc.0708@mail.ru

доктор филологических наук, доцент кафедры литературы

Российская Федерация, 607220, Арзамас, ул. К. Маркса, 36

Список литературы

  1. Балл Г.А. Торопун-Карапун и тайны моего детства. URL: https://www.litmir.me/ br/?b=53215&p=1 (дата обращения: 11.10.2019).
  2. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. М.: Издательский центр РГГУ, 1999. 297 с.
  3. Георгиевская С.М. Колокола. URL: https://www.litmir.me/br/?b=181464&p=56# section_83 (дата обращения: 11.10.2019).
  4. Игонина Н.А. Способы лиризации в малых жанрах русской классической прозы: дис. … канд. филол. наук. М., 2011. 195 с.
  5. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии. Антиномизм и бинарный архетип в русской литературе XX века. М.: РУДН, 2010. 496 с.
  6. Минералова И.Г. Детская литература: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2002. 176 с.
  7. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. М.: Изд-во Литературного института имени А.М. Горького, 1999. 226 с.
  8. Минералова И.Г. Юрий Коваль - мастер рассказа // Минералова И.Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма. М.: Флинта, 2011. С. 93-94.
  9. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. 685 с.
  10. Челюканова О.Н. Художественный и внутрилитературный синтез в развитии русской прозы для детей и юношества 50-80-х гг. ХХ в.: дис.. д-ра филол. наук. М., 2015. 413 с.

© Челюканова О.Н., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах