Роман А. Жаксылыкова «Поющие камни» в русле теории литературного домена

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Авторы статьи полагают, что символические системы, к которым относится язык, формируют определенным образом структурированные базы данных - домены, развивающиеся по специфическим правилам и влияющие на культуру того или иного языкового сообщества. Согласно гипотезе представленного в статье исследования, русскоязычная художественная литература - особый домен культуры, порожденный этногенетическим (в данном случае казахским) и каноническим (русским) полями литературы. Обнаружено, что на перекрестках культур - и литератур - формируется новое эстетическое явление, которое современному литературоведению еще предстоит описать. В основные задачи исследования входил интерпретационный анализ текста методом герменевтического комментария, элиминирования лингвокультурных лакун, комплексного поэтического анализа. Материалом исследования послужил первый роман пенталогии А. Жаксылыкова «Сны окаянных» - «Поющие камни». Авторы приходят к выводу, что современная российская литература тяготеет не столько к русскому (в строгом смысле этого термина) языковому полю, сколько к полю русофонному, или транслингвальному, если воспользоваться термином профессора Стивена Келлмана.

Об авторах

Ольга Александровна Валикова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestnik_valikova@mail.ru

доктор философии в области филологии (PhD), доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Улданай Максутовна Бахтикиреева

Российский университет дружбы народов

Email: uldanai@mail.ru

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. Алимжанова Г.М. Сопоставительная лингвокультурология // Current contents. URL: http://gendocs.ru (дата обращения: 05.11.2019).
  2. Волкова П.Д. Мост через бездну. Кн. 1. М.: Зебра, 2014. 304 с.
  3. Жаксылыков А.Ж. Сны окаянных: трилогия. Алма-Ата: Алматинский издательский дом, 2006. 526 с.
  4. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. Русский язык. М., 1980. С. 745.
  5. Каракозова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры // Евразия. 2001. Вып. 2. С. 106-112.
  6. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры: избранные статьи: в 3 т. Т. 1. Таллин, 1992. С. 386.
  7. Наурызбаева З. Казахская культура, мифология и музыка // Current contents. URL: http://otuken.kz/index.php/mythzira/49-2010-06-20-07-04-43 (дата обращения: 10.11.2019).
  8. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. С. 10-19.
  9. Франц М.-Л. фон. Феномены Тени и Зла в волшебных сказка / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Класс, 2010. 360 с.
  10. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений / пер.с англ. И. Ющенко. М.: Карьера Пресс, 2013. 528 с.
  11. Эко У. Vertigo: круговорот образов, понятий, предметов. М.: СЛОВО, 2017. 408 с.
  12. Элиаде М. История веры и религиозных идей: в 3 т. Т. 3. От Магомета до Реформации // Current contents. URL: http://www.e-reading.co.uk (дата обращения: 10.11.2019).
  13. Эсалнек А.Я. Архетип // Введение в литературоведение / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2012. 720 с.
  14. Snyder B. Save the cat: the last book on screenwriting you’ll ever need. Michigan: Michael Wiese Productions, 2005.

© Валикова О.А., Бахтикиреева У.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах