Вызовы медиатизации религии в России: в поисках нормативной модели

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривая развитие религиозных СМИ в России за последние десятилетия, автор констатирует низкий исследовательский интересе к этой области и анализирует две основные проблемы религиозных СМИ. Первая глубоко укоренена в особенностях посткоммунистической религиозности - преимущественно номинальной, чем практической, а вторая проблема связана с низким влиянием религиозных ценностей на российскую медиасистему вообще и на российское телевидение в частности. Ценностный диалог в стране сталкивается с тремя общими проблемами: а) низкий уровень ценностного согласия; б) низкий уровень артикуляции религиозных ценностей и в) низкая культура публичного диалога. Поддерживая призыв британского ученого Н. Коудри к выдвижению и обсуждения нормативных моделей, автор предлагает нормативную модель оптимизации диалога религиозных институтов и СМИ на основе концепции «плюрализм - диалог - консенсус» Ю. Хабермаса. Предлагаемая модель ориентирована на основные принципы прозрачности и наличия четко сформулированных религиозных ценностей в общественной сфере и предполагает определенные ожидания от религиозных учреждений и журналистов. Операционализация модели до уровня эмпирических индикаторов могла бы стать инструментом, матрицей, контрольным списком для оценки нынешнего состояния диалога как между религией и СМИ, так и общественного диалога в целом.

Об авторах

Виктор Михайлович Хруль

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: amen@mail.ru

кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доцент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов, сопредседатель рабочей группы «Религия и коммуникация» Международной ассоциации исследователей медиа и коммуникаций

Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 1

Список литературы

  1. Религия в информационном поле российских масс-медиа / под ред. Л.В. Кашинской, М.М. Лукиной и Л.Л. Реснянской; МГУ имени М.В. Ломоносова, факультет журналистики. М., 2002.
  2. Khroul V. Religion and Media in Russia: Functional and Ethical Perspectives. LAP Lambert Academic Publishing, 2012.
  3. Amialchenia A. Christian Media After Socialism: Major Trends // Khroul V. (Ed.). Religious Impact on Journalistic Cultures. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2014. Pp. 16—20.
  4. Luchenko K. Orthodox Online Media on Runet: History of Development and Current State of Affairs in Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media. 2015. No. 14. Pp. 123—132.
  5. Zhukovskaya E. The Russian Orthodox Church in the Media Sphere: Information Management // Khroul V. Christianity in Media: Central and Eastern European perspective. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2016. Pp. 9—16.
  6. Лученко К. Православный Интернет. Справочник-путеводитель. М.: Издательский Совет РПЦ, 2006.
  7. Khroul V. Initiatives of TV Ethics Control by Religions in Russia: Challenges for the Implementation // Religion in Eastern Europe. 2010. Vol. XXX. No. 1.
  8. Zhosul E. Orthodox Christianity and Mass Media after Socialism // Khroul V. (Ed.). Religious Impact on Journalistic Cultures. Moscow: Lomonosov Moscow State University, 2014. Pp. 9—13.
  9. Иваницкий В.Л. Модернизация журналистики. Методологический этюд. М.: Изд-во МГУ, 2010.

© Хруль В.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах