Тематические доминанты телешоу «Пусть говорят»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты семантико-тематического анализа выпусков телевизионного ток-шоу «Пусть говорят» (сезон 2017 г.). Цель - выявить реальные ценностные предпочтения создателей и участников самой рейтинговой развлекательной программы Первого канала. Актуальность исследования объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение обеспечивает массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремится объединить общество на основе единых ценностей. Если программа «Пусть говорят», согласно своим установкам, выносит на обсуждение частные проблемы, которые волнуют всех без исключения россиян, есть резон обнаружить и осмыслить эти явные и косвенные проблемы, используя метод контент-анализа. Авторы предположили, что системообразующим ценностным понятием может оказаться семья в ее традиционном смысле. В результате изучения стенограмм всех эпизодов шоу 2017 г. гипотеза нашла подтверждение, также было обнаружено, что самыми употребляемыми в ток-шоу «Пусть говорят» стали слова «ребенок», «дети». При этом выявлен ценностный парадокс: «ребенок», оставаясь важным элементом нарратива, по сути, играет роль «макгаффина» (термин А. Хичкока): сам по себе ребенок не важен, но все хотят им обладать, он - инструмент достижения цели и главная причина конфликта между персонажами.

Об авторах

Лейла Омаровна Алгави

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: algawy@hotmail.com

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Ирина Ивановна Волкова

Российский университет дружбы народов

Email: irma-irma@list.ru

доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Шуанат Набиевна Кадырова

Российский университет дружбы народов

Email: skadyrova@yandex.ru

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Наталья Евгеньевна Расторгуева

Российский университет дружбы народов

Email: rastorgueva_ne@pfur.ru

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2

Список литературы

  1. ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679 (дата обращения: 30.08.2018).
  2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0200.shtml (дата обращения: 30.08.2018).
  3. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 224 с.
  4. Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Relga. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/%20 Main?textid=1114&level1=main&level2=articles (дата обращения: 30. 08.2018).
  5. Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. С. 195-196.
  6. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: теория, история, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 254-258.
  7. Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: дис.. д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с.
  8. Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 3. С. 102-110.
  9. ВЦИОМ назвал самые популярные телепередачи 2017 года у россиян // Телеспутник. 22.12.2017. URL: http://www.telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/vtsiomnazval-samyepopulyarnye-teleperedachi-2017-goda-u-rossiyan/ (дата обращения: 30.08.2018).
  10. Lunt P., Stenner P. The Jerry Springer Show as an emotional public sphere // Media, Culture & Society. 2005. Vol. 27. Issue 1. Pp. 59-81.
  11. Пусть говорят // Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat (дата обращения: 30.08.2018).
  12. Шульман Е.М. Сказка о рыбаке и рыбке: скандал как отражение меняющейся социальной нормы // Екатерина Шульман. Youtube Channel. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yTSClJAmrWc (дата обращения: 3.09.2018).
  13. Boyatzis R.E. Transforming qualitative information: thematic analysis and code development. California: Sage Publications, 1998. 184 p.
  14. Жизненные приоритеты россиян: семья, деньги или творчество? // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116264 (дата обращения: 30.08.2018).
  15. Черникова Н.В. Отражение базисных ценностей современного российского общества в концептуальной и языковой картинах мира // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. Вып. 2: Перспективы развития научного знания в XXI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. C. 175-183.
  16. Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / сост. А.М. Верховский. М.: РОО «Центр “Панорама”», 2002. 200 с.
  17. Fedorov A. et al. Directions, goals, tasks, author’s concepts of audiovisual media interpretations of the topic of the school and university in the Russian cinema (1992-2017) // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/v/directionsgoals-tasks-authors-concepts-of-audiovisual-media-interpretations-of-the-topic-of-the-schooland-university-in-the-russian-cinema (дата обращения: 30.08.2018).
  18. Francois Truffaut. Hitchcock. London: Faber & Faber, 2017. 368 p.
  19. Dolar M. Hitchcock’s objects // Everything You Always Wanted to Know about Lacan (But Were Afraid to Ask Hitchcock) / eds. S. Žižek [et al.]. London; NewYork: Verso, 1992. 279 р.

© Алгави Л.О., Волкова И.И., Кадырова Ш.Н., Расторгуева Н.Е., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах