Тематические доминанты телешоу «Пусть говорят»
- Авторы: Алгави Л.О.1, Волкова И.И.1, Кадырова Ш.Н.1, Расторгуева Н.Е.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 23, № 4 (2018)
- Страницы: 441-452
- Раздел: Журналистика
- URL: https://journals.rudn.ru/literary-criticism/article/view/20452
- DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2018-23-4-441-452
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты семантико-тематического анализа выпусков телевизионного ток-шоу «Пусть говорят» (сезон 2017 г.). Цель - выявить реальные ценностные предпочтения создателей и участников самой рейтинговой развлекательной программы Первого канала. Актуальность исследования объясняется следующими обстоятельствами: в современной России именно федеральное телевидение обеспечивает массовое воспроизводство социально значимых образцов мышления и поведения граждан, стремится объединить общество на основе единых ценностей. Если программа «Пусть говорят», согласно своим установкам, выносит на обсуждение частные проблемы, которые волнуют всех без исключения россиян, есть резон обнаружить и осмыслить эти явные и косвенные проблемы, используя метод контент-анализа. Авторы предположили, что системообразующим ценностным понятием может оказаться семья в ее традиционном смысле. В результате изучения стенограмм всех эпизодов шоу 2017 г. гипотеза нашла подтверждение, также было обнаружено, что самыми употребляемыми в ток-шоу «Пусть говорят» стали слова «ребенок», «дети». При этом выявлен ценностный парадокс: «ребенок», оставаясь важным элементом нарратива, по сути, играет роль «макгаффина» (термин А. Хичкока): сам по себе ребенок не важен, но все хотят им обладать, он - инструмент достижения цели и главная причина конфликта между персонажами.
Об авторах
Лейла Омаровна Алгави
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: algawy@hotmail.com
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Ирина Ивановна Волкова
Российский университет дружбы народов
Email: irma-irma@list.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Шуанат Набиевна Кадырова
Российский университет дружбы народов
Email: skadyrova@yandex.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Наталья Евгеньевна Расторгуева
Российский университет дружбы народов
Email: rastorgueva_ne@pfur.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2Список литературы
- ТВ, Интернет, газеты, радио: доверяй, но проверяй? // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679 (дата обращения: 30.08.2018).
- Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая // Библиотека Максима Мошкова. URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_0200.shtml (дата обращения: 30.08.2018).
- Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 224 с.
- Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования // Relga. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/%20 Main?textid=1114&level1=main&level2=articles (дата обращения: 30. 08.2018).
- Борецкий Р.А., Цвик В.Л. Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика. М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. С. 195-196.
- Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: теория, история, практика. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 254-258.
- Ильченко С.Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения: дис.. д-ра фил. наук. М., 2012. 364 с.
- Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2016. № 3. С. 102-110.
- ВЦИОМ назвал самые популярные телепередачи 2017 года у россиян // Телеспутник. 22.12.2017. URL: http://www.telesputnik.ru/materials/tsifrovoe-televidenie/news/vtsiomnazval-samyepopulyarnye-teleperedachi-2017-goda-u-rossiyan/ (дата обращения: 30.08.2018).
- Lunt P., Stenner P. The Jerry Springer Show as an emotional public sphere // Media, Culture & Society. 2005. Vol. 27. Issue 1. Pp. 59-81.
- Пусть говорят // Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/shows/pust-govoryat (дата обращения: 30.08.2018).
- Шульман Е.М. Сказка о рыбаке и рыбке: скандал как отражение меняющейся социальной нормы // Екатерина Шульман. Youtube Channel. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yTSClJAmrWc (дата обращения: 3.09.2018).
- Boyatzis R.E. Transforming qualitative information: thematic analysis and code development. California: Sage Publications, 1998. 184 p.
- Жизненные приоритеты россиян: семья, деньги или творчество? // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116264 (дата обращения: 30.08.2018).
- Черникова Н.В. Отражение базисных ценностей современного российского общества в концептуальной и языковой картинах мира // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Российского союза молодых ученых. Вып. 2: Перспективы развития научного знания в XXI веке: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2014. C. 175-183.
- Язык мой… Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ / сост. А.М. Верховский. М.: РОО «Центр “Панорама”», 2002. 200 с.
- Fedorov A. et al. Directions, goals, tasks, author’s concepts of audiovisual media interpretations of the topic of the school and university in the Russian cinema (1992-2017) // Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/v/directionsgoals-tasks-authors-concepts-of-audiovisual-media-interpretations-of-the-topic-of-the-schooland-university-in-the-russian-cinema (дата обращения: 30.08.2018).
- Francois Truffaut. Hitchcock. London: Faber & Faber, 2017. 368 p.
- Dolar M. Hitchcock’s objects // Everything You Always Wanted to Know about Lacan (But Were Afraid to Ask Hitchcock) / eds. S. Žižek [et al.]. London; NewYork: Verso, 1992. 279 р.