Проблемы возрастной маркировки на российских телеканалах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в январе-феврале 2018 г., целью которого было выявить, как российские телеканалы выполняют предписания закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Проанализировано более 45 тысяч эфирных элементов (телепрограмм, кинофильмов, сериалов, мультфильмов и др.), вышедших в эфир в начале 2018 г. Оказалось, что более половины из них не имели знаков возрастной маркировки. Зачастую телеканалы использовали маркировку «16+», хотя ее применение в интервале с 7 часов до 21 часа является нарушением закона; при этом размещение в эфире информационных программ с маркировкой «18+» проходило без нарушений. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования указанного закона и о подготовке кадров для его грамотного использования в практике телевещания.

Об авторах

Александр Вячеславович Шариков

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: asharikov@hse.ru

профессор департамента медиа, факультет коммуникаций, медиа и дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», академический руководитель магистерской программы «Менеджмент в СМИ».

Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20

Евгения Леонидовна Проскурнова

Российский университет дружбы народов

Email: karikh.el@gmail.com

cпециальный корреспондент телеканала «ТВ Центр».

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2А

Лина Кандакжи

Российский университет дружбы народов

Email: kandakzhi@gmail.com

ассистент кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов

Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, корп. 2А

Список литературы

  1. Безопасность детей в интернете: международный опыт и вызовы для России / под ред. С.А. Грина. М.: Центр изучения интернета и общества; Российская экономическая школа, 2012. 61 c.
  2. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей: российский и зарубежный опыт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 239 с.
  3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 608 с.
  4. Кобзева С.В. Сравнительно-правовой анализ регулирования оборота вредной информации в телерадиовещании и кинопрокате // Информационное право. 2010. № 2. С. 8-13.
  5. Матвеева Л.В., Ермолаева О.Я. Роль субъектов медиасообщества в формировании безопасной коммуникации в медиапространстве // Образование и развитие личности в современном коммуникативном пространстве: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 22-24 сентября 2016 г. / под ред. И.М. Кыштымовой. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2016. С. 154-159.
  6. Овчинникова Е.А. Актуальные изменения в российском законодательстве о СМИ: меры ограничительного характера, направленные на защиту государства, нравственности и семейных ценностей // Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1(40). С. 22-25.
  7. Пальцева Е.С. Возрастная маркировка продукции СМИ: практика применения ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ // Актуальные направления гуманитарных и социально-экономических исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 30 марта 2018 г. / под общ. ред. Е.П. Ткачевой. Белгород: АПНИ, 2018. Ч. 1. С. 147-150.
  8. Пристанская О.В., Сальникова О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних. М.: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2008. 64 с.
  9. Сазонова Е.С., Сулакшин С.С., Хвыля-Олинтер А.И. Государственная политика защиты нравственности и СМИ. Рабочая книга для законодателя. М.: Наука и политика, 2014. 360 с.
  10. Смирнов А.А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества: опыт Европейского Союза. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 196 с.
  11. Фатеева И.А. Возрастная маркировка медиапродукции как актуальная компетенция работника СМИ // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / сост. О.Ф. Автохутдинова. Екатеринбург: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. С. 83-85.
  12. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» № 436-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 16.07.2018).
  13. Федеральный закон «О средствах массовой информации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 16.07.2018).
  14. Шариков А.В. 12 «зол» телевидения и задачи медиаобразования // Медиаобразование. 2005. № 6. С. 39-48.
  15. Шариков А.В. Телевидение и общество: нравственный конфликт // Художественная культура. 2013. № 3. URL: http://sias.ru/publications/magazines/kultura/2013-3/sotsialnayafilosofiya-i-sotsiologiya/849.html (дата обращения: 07.07.2018).

© Шариков А.В., Проскурнова Е.Л., Кандакжи Л., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах