Том 20, № 4 (2016): Дискурс-анализ в 21 веке: теория и практика (I)
Статьи
Дискурс-анализ в 21 веке: теория и практика (I)
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):7-25
7-25
Диалогический подход к прагматике
Аннотация
В данной статье показано, как преодолеваются границы прагматики, ориентированной на одно высказывание, когда слушающий становится не только реципиентом, пытающимся понять смысл услышанного, но также и собеседником, стремящимся достичь взаимопонимания с говорящим. Цель статьи - не столько описать и проанализировать диалогический подход к прагматике, сколько объяснить, какие внутренние процессы развития прагматической парадигмы послужили стимулом к изучению диалога, и, в особенности, подчеркнуть важность оценки значения высказывания говорящего именно с точки зрения говорящего, а не слушающего, а также указать на двойнную роль собеседников (говорящий-слушающий) в диалоге.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):26-42
26-42
Дискурс-анализ и прагматика: область исследования и взаимосвязь
Аннотация
В данной статье автор детально описывает такие научные направления, как дискурс-анализ и прагматика, пытаясь решить сложную задачу - определить область исследования, а также выявить их сходства и различия, с тем чтобы дать общее представление об уровне развития обеих дисцсиплин в 21 веке. Ввиду того, что изучение трудов исследователей в любой научной отрасли является очень важным, в особенности, в том случае, когда научные направления трудно разграничить, автор также рассматривает конкретные работы ученых в сфере прагматики и дискурс-анализа. В статье описаны различные подходы к определению концептов «текст» и «дискурс» через анализ исследований в области лингвистики текста и дискурс-анализа. Кроме того, автор представляет ретроспективу развития данных понятий с момента их возникновения и до настоящего времени. Также описываются основные школы прагматики - Англо-американская и Континентально-европейская школы (Huang 2016) - и сопоставлются их идеи в области дискурс-анализа. В понимании автора прагматика отличается от дискурс-анализа, но в то же время является для него необходимым источником: не имея достаточных знаний прагматики и ее взаимосвязи с дискурс-анализом, невозможно анализировать дискурс (Alba-Juez, 2009:46). В статье также рассматриваются некоторые значимые для исследования понятия и вопросы, например контекст, сознание и культура , а также обозначена необходимость развития прагматической компетенции.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):43-55
43-55
Дискурсивное проявление личности
Аннотация
В статье обсуждаются подходы к изучению и описанию дискурса, обусловленные функциями речи и разработанными в лингвистике и других областях гуманитарного знания моделями коммуникативной ситуации (М.М. Бахтин, Ю. Лотман, J. Habermas, М. Halliday). Они характеризуют содержание общения, его типовых участников, тональность, канал и акциональную природу. Эти подходы взаимодополнительны и дают возможность синтезировать достижения лингвистики текста, социолингвистики, прагмалингвистики и собственно теории дискурса. Их объединяющим центром является дискурсивная личность - человек как участник общения, проявляющий себя в разных типах коммуникативных ситуаций. Вместе с тем каждый из этих подходов преимущественно сориентирован на определенный тип личности и тип ситуаций. В рамках тематического подхода к дискурсу в фокусе оказывается содержание общения и основные форматы представления содержания в тексте и подтексте. Субъектный подход к моделированию дискурса сориентирован на установление и описание характеристик личностно-обусловленного и статусно-обусловленного дискурса, в первом случае в поле зрения исследователей оказывается бытовое и бытийное общение, во втором - институциональное общение. Используя инструментальный подход к интерпретации дискурса, исследователи получают возможность выделить и описать доминирующую тональность общения. Режимный подход к дискурсу направлен на выявление характеристик канала и средств осуществления общения. Акциональное понимание дискурса дает возможность охарактеризовать поведение личности в разных коммуникативных ситуациях, инкорпорированное в систему социального взаимодействия участников общения в соответствии с принятыми в этой системе культурными прескрипциями.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):56-77
56-77
Дискурс-анализ и стилистика: интегративные методы исследования медиа коммуникации
Аннотация
На пространстве российской науки о тексте «столкнулись» традиционная отечественная стилистика и заимствованная западная дискурсология, что привело к эклектике в терминологическом аппарате стилистики, смешению и неразграничению терминов и методов дискурс-анализа. Даже термины стиль и дскурс часто не различаются. Цель данного исследования - выявить научные проблемы, связанные с «конкуренцией» двух коммуникативных дисциплин (стилистики и дискурсологии), и наметить пути координации и интеграции их методов и подходов, чтобы понять перспективы их дальнейшего сосуществования в российской науке. На материале медиа коммуникации в статье рассматриваются две теоретические концепции изучения текста - стилистическая и дискурсивная, которые имеют общий предмет исследования (текст), общий вектор его изучения - коммуникативный, но разные методы анализа и разный терминологический аппарат. В статье дифференцируются понятия стиль и дискурс, которые в современной науке часто не различаются, постулируется, что данные феномены не исключают, не дублируют, а взаимодополняют друг друга. Подобный подход позволяет развивать славянскую стилистику в коммуникативном аспекте, а дискурсология получает дополнительный импульс к изучению стилистической организации медиадискурса.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):78-90
78-90
Дискурс, высказывание и речевой акт
Аннотация
Дискурс как компонент социокультурного взаимодействия представляет собой сложное единство языковой формы, значения и действия, т.е. коммуникативного события или акта. Связь с событием и действием позволяет рассматривать дискурс как некоторую форму жизни, обращенную к коммуникативному взаимодействию и к прагматической ситуации с опорой на методологию исследований Э. Бенвениста, М. Фуко, И. Кечкеша, Дж.Р. Сёрля и др. И в лингвистике, и в других областях знаний понятие дискурса способствует интеграции гуманитарных исследований. Интегрирующий принцип, включение в широкий гуманитарный контекст проблемы взаимодействия дискурса, речевого акта и высказывания позволяет нетривиально решать целый ряд собственно лингвистических проблем, в частности, проблему высказывания. Логики определяют высказывание через пропозицию; лингвисты - через предложение; теория речевых актов - через иллокутивный акт. Будучи включенным в дискурс или его фрагмент, высказывание становится их интегральной составляющей, хотя и не единственной. В отношении речевого акта высказывание оказывается его единственно возможной областью определения, одновременно оформляя и означивая речевой акт посредством пропозиционального содержания. Цели и задачи настоящего исследования - определить условия взаимодействия и соотношения дискурса, речевого акта и высказывания как лингвистических конструктов, выявить их отличительные и сходные свойства и показать конструктивную роль высказывания как минимальной единицы речепорождения. Исследование выполнено с применением аналитико-теоретического подхода и интерпретативного анализа. Соотношение дискурса, высказывания и речевого акта подтверждает роль высказывания как дискретной единицы синтаксического континуума, обращенной одной стороной к языку, а другой к речи: оно не принадлежит исключительно ни языку, ни речи, а отличает их взаимодействие в ходе речевой деятельности, являясь одновременно «атомом дискурса» и областью определения речевого акта.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):91-102
91-102
Жанры речи и дискурс: место жанроведческих исследований в парадигме дискурсивного анализа
Аннотация
Статья посвящена месту исследований по речевым жанрам в парадигме дискурс-анализа. Обсуждаются направления дискурс-анализа, имеющие общие с теорией речевых жанров проблемы, категориальный аппарат или набор базовых единиц, а также использующие речежанровую методику для решения своих проблем. Показано, что главной проблемой, объединяющей дискурс-анализ и теорию речевых жанров, является структурирование и параметризация речевой коммуникации, а тем самым - поиск базовых моделей данного структурирования, организующих как порождение речи, так и ее интерпретацию. В этой связи обсуждаются единицы дискурса, место их по отношению к речевым жанрам и в общем околожанровом пространстве речи. Анализируются коммуникативный и когнитивный аспекты данных единиц, строятся цепочки, звенья которых соответствуют компонентам коммуникативных концептов, имеющих четкое композиционно-тематически-стилистическое содержание (зафиксированные в языке имена данных концептов являются или непосредственно именами речевых жанров, или их компонентов, или отражают оценочное отношение к ним в рамках данной культуры): стандартная структура коммуникативного концепта представляет собой цепочку «действие/акт ~ процесс/манера ~ роль/тип ~ жанр ~ коммуникативная тональность», при этом в большинстве цепочек речевые жанры являются главными компонентами. Много внимания уделяется дискурсивной классификации речевых жанров: обсуждаются жанры в разных типах дискурса.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):103-121
103-121
Слова и жесты: интегративный подход к анализу политического дискурса
Аннотация
В данной статье проведено исследование по двум главным направлениям: первое - ретроспективный обзор, описание значимых моментов в истории развития анализа политического дискурса с целью оценить данную сферу исследования на современном этапе; второе - обзор перспектив развития данной исследовательской области. В статье предпринята попытка обобщить исследования в рамках появившихся недавно направлений, таких как мультимодальность, и других, уже утвердившихся, подходов. Во многих исследованиях утверждается (например, I. Fairclough и N. Fairclough 2012), что убеждение является самой распространенной стратегией в политическом дискурсе, и многие авторы признают, что этот процесс охватывает как вербальные, так и невербальные средства. Например, Аткинсон (1984) предпринял успешную попытку описать некоторые невербальные средства убеждения, такие, как тембр говорящего, его интонация, поза, язык тела, взгляд, и т.д., а также некоторые другие невербальные приемы. Несмотря на значимость данного исследования, невербальные средства убеждения не получили достаточного внимания в политической риторике, которая сосредотачивается исключительно на языковых средствах аргументации. Главная цель данной работы - наметить пути для разработки интегрирующей модели анализа политического дискурса. Вместо того, чтобы анализировать отдельные языковые средства, такие как метафора (Charteris-Black 2006), оскорбление (Ilie 2004), оценочная лексика или юмор (Swain 1999, 2002), предлагается соединить описание вербальных и невербальных особенностей политического дискурса с целью создания практического инструмента анализа политического дискурса для выявления возможных прагматических эффектов.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):122-139
122-139
«Вот что я вам скажу...»: стратегии манипулирования аудиторией в предвыборной речи Трампа, Клинтон и Сандерса
Аннотация
Во время предвыборной кампании 2016 г. кандидат на пост президента Дональд Трамп удивил своей способностью поддерживать популярность несмотря на неподобающие и часто оскорбительные высказывания. Вероятно, Трамп увеличил свои шансы на победу, обращаясь к тому значительному сегменту электората, которые не встали на сторону других кандидатов. В одной телевизионной программе было сказано: «Люди пытались дискредитировать Трампа, но ничего не вышло - он все равно нравился избирателям». Как утверждают исследователи (Miller 2002; 2004), благодаря системно-функциональному лингвистическому анализу (Halliday & Matthiessen, 2004) можно выявить конкретные стратегии, которыми пользуются политики для подкрепления своих аргументов и побуждения аудитории поддержать их. В данной статье мы опираемся на модель взаимодействия (Engagement framework) (White, 2003; Martin & White, 2005), основанную на системно-функциональном анализе для определения приемов, с помощью которых кандидаты на пост президента 2016 г. привлекали симпатии избирателей. Проведенный нами анализ речи Дональда Трампа, Хиллари Клинтон и Берни Сандерса показал совершенно разные способы взаимодействия с аудиторией в плане использования экспансивной и контрактивной диалогических стратегий, определения целевой аудитории и общих взглядов. В выступлениях Трампа прослеживается тенденция вести диалог в узком диалогическом пространстве, в котором аудитория по определению с ним согласна, в то время как его соперники часто сочетают контрактивную и экспансивную аргументативные стратегии и ведут более открытый диалог с аудиторией, чьи идеи они разделяют. В статье исследуется, как каждый из кандидатов определяет свою аудиторию и обращается к сторонникам или противникам своих политических взглядов и призывает их оказать им поддержку.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):140-160
140-160
Деструктивность в политическом дискурсе
Аннотация
Деструктивность относится к числу фундаментальных дискурсивных категорий, которые играют значительную роль в организации коммуникативного взаимодействия и определяют прагматику дискурса; ее изучение способствует пониманию некоторых механизмов и принципов коммуникации, а также идентификации стратегий и тактик, используемых деструктивной коммуникативной личностью. Актуальность настоящего исследования определяется нарастающими проявлениями агрессивности в различных типах дискурса и, соответственно, необходимостью расширения знаний о деструктивном поведении коммуникативной личности. Исследование базируется на теории дискурс-анализа и теории деструктивности (Z. Harris, T. van Dijk, A. Buss, E. Fromm, D. Ponton, K. Hacker, R. Wodak, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик, М.Л. Макаров, Е.И. Шейгал и др.). Развивая теорию деструктивности Э. Фромма (1973), авторы уточняют понятие деструктивности по отношению к политическому дискурсу и соотносят его с родственным понятием агрессивности. В статье на материале отрывков из выступлений кандидатов на пост президента 2016 г. анализируется категория деструктивности в современном политическом дискурсе США. Особое внимание уделяется доминирующей деструктивной интенции - нанести вред репутации оппонента и уменьшить его политические шансы, а также функциям вербальной агрессии: с одной стороны, дискредитировать оппонента, с другой, настроить аудиторию против него/нее и вызвать у аудитории ощущение опасности, исходящей от политического оппонента. Проводится анализ вербальных и невербальных средств выражения деструктивности в политическом дискурсе США. Делается вывод о том, что оскорбительные реплики политиков - результат не спонтанного эмоционального всплеска, а тщательно продуманной деструктивной стратегии, в которой агональная природа политического дискурса стимулирует использование средств инструментальной агрессии (Басс, 1971) ради борьбы за власть, понижения статуса оппонента и ухудшения его публичного имиджа.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):161-178
161-178
Американский политический дискурс: ирония в предвыборной кампании 2016
Аннотация
Статья представляет собой анализ современного политического дискурса США, а именно той области, которая связана с предвыборной кампанией кандидатов в президенты на выборах 2016 г. Рассмотрены как первичные речевые жанры (речи, заявления, дебаты, партийные программы), так и вторичные (комментирование, обсуждение, интерпретация, политические интервью). Поскольку политическая коммуникация подразумевает весь диапазон неформальных политических процессов в обществе, в сферу исследования вошло так называемое неформальное политическое общение. Цель статьи - показать роль иронии в американском политическом дискурсе и выделить ее функции. Приводится подробный анализ механизмов и языковых средств выражения иронии. В качестве анализируемого материала использовались отрывки из предвыборных речей кандидатов на пост президента, интервью с политическими и общественными деятелями США, а также современные афоризмы известных лиц. Методологической основой статьи послужили работы по критическому анализу дискурса (M. Bilig 2007, Teun A. van Dijk 2009, N. Fairclough 1996, P. Graham 2007, J. Lemke 2007, S. Scollon 2007), анализу политического дискурса (A. Beard 2001, D. Ponton 2011 и др.), работы, представляющие различные подходы к осмыслению иронии (L. Alba-Juez 2014, S. Attardo 2007, R. Giora 2001, 2003, L. Hutcheon 2005, B. Komlosi 2010, и т.д.). Статья содержит выводы о том, что ирония является одной из наиболее распространенных стратегий, используемых в предвыборных выступлениях кандидатов, она выполняет разные функции, среди которых нападение, защита, развлечение и др., она может играть положительную роль во взаимодействии с аудиторией - умело использованная ирония делает политический дискурс более ярким, экспрессивным и убедительным, а ироничный политик владеет искусством манипулирования общественным мнением лучше, чем оратор, обходящийся без иронии.
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):179-196
179-196
Дискурсивные эмоции: кооперация и диссонанс. Шаховской В.И. Диссонанс экологичности в коммуникативном круге: человек, язык, эмоции (монография). - Волгоград: Изд-во «ИП Поликарпов И.Л.», 2016. - 504 с
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):197-201
197-201
Юбилейная Х международная научная конференция «Политическая лингвистика: проблемы, методология, аспекты исследования и перспективы развития научного направления». Екатеринбург, 26-29 сентября 2016 г
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):202-204
202-204
Международный форум «Китай и русский мир: язык, культура и ‘мягкая сила’ культуры», Гуанчжоу, 13-14 ноября 2016 года
Russian Journal of Linguistics. 2016;20(4):205-208
205-208